«ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ. ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ»

«ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ. ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ»

«Очень хорошо история пишется объективом. Она ясней и понятней, эта история, в снимках. Ни один художник не в состоянии запечатлеть на полотне того, что видит фотоаппарат», - сказал в самом начале XX века В.И. Ленин в беседе с известным советским фотографом П. Оцупом. А во всём, что касается истории, Ильич знал толк. С тех пор мало что изменилось, и до сих пор не было изобретено ни одного более удобного и быстрого, чем фотография, способа запечатления текущих мгновений жизни. Пока фотографы-профессионалы создают высокохудожественные образы эпохи, любители и просто обыватели «пишут» свои фотохроники, которые, надо полагать, будут не менее интересны потомкам. Фотография сегодня доступна буквально каждому. Однако с момента её появления до того дня, когда какой-нибудь пятилетний карапуз из глухой-преглухой провинции смог сделать вполне приличный снимок на четырёхмегапиксельную «мыльницу», вмонтированную в мобильный телефон отца, прошло почти 200 лет.

А начиналось всё в 1839 году с сообщения французским физиком Д. Ф. Араго Парижской академии наук о новом изобретении – дагеротипии. Речь шла о первом практически приемлемом способе фотографии, названном по имени его изобретателя Луи Дагера. Однако поиски в этой области начались намного раньше, и первый сохранившийся отпечаток городского пейзажа, сделанный другим французским изобретателем Жозефом Ньепсом с помощью камеры-обскуры, был получен в 1826 году. В качестве светочувствительного слоя, наносимого на оловянную, медную или посеребрённую пластинки, Ньепс использовал раствор асфальта в лавандовом масле. В 1829 году между Ньепсом и Дагером был заключён договор об образовании коммерческого предприятия для совместной работы над усовершенствованием изобретённого ими независимо друг от друга способа. Почти одновременно с Дагером о другом способе фотографии – калотипии (талботипии) сообщил английский учёный Уильям Талбот. В 1841 году он получил патент на изобретение. Различий у этих двух способов фотографирования было значительно больше, чем сходства. И главное из них заключалось в том, что в дагеротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий. А в калотипии изготовлялся негатив, с которого можно было сделать любое число отпечатков.

Сам термин «фотография» вошёл в обиход и был зафиксирован Словарём Французской академии лишь в 1878 году. Ни Ньепс, ни Дагер, ни Талбот его не использовали. Французы называли свой способ «гелиография», Талбот – «фотогеническое рисование». Не сразу стало использоваться и слово «фотоаппарат». Пионеры фотографии применяли для своих опытов камеру-обскуру – устройство, появившееся в глубокой древности и представляющее собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном – матовым стеклом или тонкой белой бумагой, на противоположной стенке. Ещё в 350 г. до н. э. известный древнегреческий философ Аристотель заметил, что свет, проникающий в тёмную комнату через небольшое отверстие в ставне, образует на противоположной стене изображение предметов, находящихся на улице перед окном. Причём предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевёрнутом виде. При этом масштаб изображения тем крупнее, чем дальше от

окна находится стена. Этот эффект и был положен в основу принципа работы камеры-обскуры, а позже фотоаппарата.

Огромный интерес к фотографии способствовал быстрому развитию техники для съёмки, и уже в 1839 году француз А. Селье сконструировал фотокамеру со складывающимся мехом, а также штатив и шаровую головку к нему, светозащитный тент и укладочный ящик, в который помещалось всё снаряжение фотографа. В дальнейшем при разработке новых типов фотоаппаратов стали учитывать цели их использования. Так, в 1855 году был запатентован ящичный фотоаппарат, легко размещавшийся в женском ридикюле или в сумке врача. Для полиции англичанин Т. Болас в 1881 году разработал два ручных «детективных» фотоаппарата, позволявших получать моментальные снимки. «Детективные» фотокамеры могли иметь форму книги, бинокля, часов.

В период своего становления фотография во всём имитировала приёмы живописи в традиционных для неё жанрах пейзажа, натюрморта и, конечно, портрета. Так в 1840-1850-е годы во Франции, Англии и Германии по примеру художественных появились первые фотоателье. В 1870-х годах они были уже на Кубани. Фотографировались тогда по особым случаям, каковыми считались народные праздники, свадьбы, похороны. Особенно много фотографий осталось со времён Первой мировой войны, когда в каждой казачьей семье старались сделать хотя бы один снимок на память. Кроме того, приходили фотографии с фронта, они как реликвии передавались из поколения в поколения, благодаря чему сохранились до наших дней и, наряду с раритетной фототехникой, украшают сегодня экспозиции многих кубанских музеев, в том числе краеведческий отдел Славянского историко-краеведческого музея.

В этом разделе