«КАК ЖИЛИ, КЕМ БЫЛИ. ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ КАЗАКОВ»

«КАК ЖИЛИ, КЕМ БЫЛИ.  ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ КАЗАКОВ»

Обряды в кубанских станицах всегда сопровождали каждое более или менее значительное событие в жизни человека. Но, пожалуй, самыми интересными были обряды, связанные с земледелием.

Например, 22 марта (9 марта по старому стилю) казаки праздновали Сороки – народное название дня памяти сорока мучеников, в Севастийском море мучившихся. На Руси этот день издавна связывали с пробуждением природы от зимнего сна. Считалось, что в этот день в мир приходит тепло: «Зима кончается, весна начинается». А вместе с наступлением тепла прилетают стаи птиц во главе с жаворонком или куликом и приносят на своих крыльях весну: «На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут», «Прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволья».

С этого дня начинались ритуальные действия зазывания («кликанья», «гуканья») весны. В Сороки полагалось делать печенье в виде птичек. Оно называлось по-разному: птюшки, жаворонки, кулики, чувильки, чибрики, ластовки, снегирьки, воробушки, тетерки. Печенье раздавали членам семьи со словами: «Вот уже и весна пришла!», «Весна красна, приходи скорей!». Дети рано утром, получив от матери только что испечённые жаворонки, раскладывали их на высокие места: на крыши домов, амбаров, сараев, на стога сена, нанизывали на ограды и пели:

Жаворонки прилетите,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лета тёплого,

Хлеба доброго!

Чувиль-виль-виль.

Весной, в первый день сева, казаки брали с собой кресты из теста, в некоторых станицах хлебцы, выпеченные в виде бороны. На восходе солнца, помолясь и, сделав первый круг, на поле садились завтракать. Съедали один крест, а другой оставляли на меже.

Завершающим циклом обрядов аграрного календаря были обряды, связанные с уборкой урожая. Они не приурочивались к определённой дате, а зависели от созревания злаков. Старшая в семье женщина зажинала первый сноп. Его называли именинником, украшали цветами, торжественно несли домой, и ставили под иконы в угол на лавку, а потом, по окончании жатвы, скармливали курам или оставляли до следующего сева, чтобы эти зёрна подсыпать в сетево. По завершении жатвы на поле оставляли несжатым небольшой участок пшеницы, иногда колосья на нём завивали – «Николе на бородку», «Илье на бородку». Это символизировало благодарность земле, святым-покровителям за урожай и сохранение плодоносящей силы на следующий год.

Вообще посадка любой сельскохозяйственной культуры сопровождалась определёнными ритуальными действиями. В станицах, чтобы уродилось много огурцов, часть первого урожая разбрасывали в стаде коров, приговаривая: «Будет так много огурцов, как коров в стаде». При посадке лука в грядку втыкали ножи, щипцы, иногда замок, защищая, таким образом, от порчи.

Под Новый год казачка замешивала тесто для выпечки обрядового хлеба. Не моя рук от теста, она шла вместе с главой семейства «пугать» деревья, которые плохо родят. Мужчина нёс топор или палку, женщина - перевясло (жгут из крученой соломы для перевязки снопов). Подойдя к дереву, казак трижды стучал по нему обухом топора или палкой и говорил: «А чего ты, груша, не рождающая? Я тебя срублю, изрублю!». Или: «Не будешь рожать, буду рубить, а будешь рожать, буду уважать». За дерево отвечала жена: «Не руби меня, а перевяслом повяжи, я тебе ещё пригожусь». После этого женщина вытирала руки от теста о дерево и перевязывала его перевяслом. В народе верили, что после таких процедур дерево испугается и обязательно даст хороший урожай.

И сегодня, многие жители станиц и хуторов на Кубани, возделывая сельскохозяйственные культуры на своих приусадебных участках, следуют народным традициям и обрядам своих предков, строго соблюдая их.

В этом разделе