«ОН СОГРЕЛ МОЮ ДУШУ В ПУТИ: ИСТОРИЯ ПОДСТАКАННИКА – ИСТОРИЯ СТРАНЫ»

«ОН СОГРЕЛ МОЮ ДУШУ В ПУТИ: ИСТОРИЯ ПОДСТАКАННИКА – ИСТОРИЯ СТРАНЫ»

Сегодня подстаканник – вещь редкая и ценная. Первые подстаканники, появившись в XVIII веке, были просты и по форме и по оформлению. Постепенно подстаканники становятся предметом декоративно-прикладного искусства. Их изготавливали в самых разных стилях и в разной технике в частных мастерских и на крупных заводах. На оружейном заводе в Туле выпускались подстаканники из латуни. Делались они и на других заводах России и выполняли только бытовую функцию. Когда во второй половине XIX века ювелиры начали изготавливать предметы сервировки из серебра, серебряный подстаканник становится символом благополучия. В 30-е годы ХХ века, когда вновь было налажено массовое производство, в советских семьях подстаканник стал символом уюта. Подстаканник советских времён несёт, как художественную, так и смысловую нагрузку и является отражением той эпохи. Разные значимые события навсегда запечатлены на этом предмете: это и трудовые будни, и покорение космоса, и Победа в Великой Отечественной войне. Популярны были подстаканники, на которых изображены парусники, картинки из басен, сюжеты по мотивам сказок, памятники выдающимся личностям. После войны предметы сервировки производят из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Подстаканники были атрибутом чаепития партийных работников, вручались в качестве награды призерам соревнований.

Интересно, что главным оптовым заказчиком подстаканников всегда было Министерство путей сообщения. Еще в 1892 году по инициативе министра путей сообщения С.Ю. Витте начали использовать подстаканники на железной дороге. Витте сделал их обязательным предметом обстановки пассажирского поезда, т.к. стакан сохранял устойчивость во время вагонной тряски. Министр отдал крупный госзаказ на подстаканники купцу А.Г. Кольчугину – владельцу Товарищества Латунного и Меднопрокатного заводов. Производство подставок для стаканов впервые стало поточным, серийным. Именно Кольчугиным была задана их классическая форма и размер. «Кольчугинский завод цветных металлов» - по сей день крупнейший производитель подстаканников в России и мире. Первые подстаканники, вероятнее всего, предназначались пассажирам первого класса. Согласно историческим документам, изделия были необычного дизайна, украшались драгоценными камнями, золотом, да и стоимость таких подстаканников выливалась в кругленькую сумму. Купец Александр Кольчугин, открыв крупное производство во Владимирской губернии, изготавливал их из недорогих металлов. В честь создателя подстаканники назывались «кольчугинские». В 1924 году подстаканники для железной дороги выпускались в артели «Освобожденный труд металла». Но не только название артели было «говорящим». Подстаканники тоже назывались красиво и оптимистично — «Свободная дорога»! Подстаканники РЖД используются по назначению и в наше время.

Все советские подстаканники снабжались клеймом, на котором обозначался материал, цена, изготовитель. На подставках из госзаказа, выпускавшихся для нужд пассажирских поездов, воинских частей и других госструктур, цена не указывалась, так как они не были предназначены для свободной продажи.

Заводы по производству подставок находились в каждом крупном городе страны. Производством подставок из латуни и мельхиора занимались Ленинградский ювелирный завод, Кольчугинский завод, Мстерская ювелирная артель, Киевский завод столовых

приборов и другие. А 60-х годах стали широко распространяться подстаканники из алюминия. Их производили в Москве, Ленинграде, Мытищах, Минске, Днепропетровске. На изделиях из алюминия не ставили символ обозначающий сырьё, но стоял знак изготовителя.

В Славянском историко-краеведческом музее собрана интересная и разнообразная коллекция подстаканников советского периода. Большинство из них изготовлены из алюминия.

На подстаканнике «Сталинград», произведенном в 50-х гг. ХХ века Сталинградской промыслово-кооперативной артелью «Металлург», изображена Центральная лестница города Волгограда.

В декабре 1942 года именно в этом месте была организована основная переправа через Волгу. С левого берега на правый ходили танковые колонны для подкрепления сражающихся в руинах Сталинграда частей Советской Армии. В 1960-ее годы Казаковский художественный завод выпустил подстаканник «Город Горький», посвященный развивающемуся городу на Волге с изображением вида Речного вокзала. Подстаканник «Московский Кремль», выпущенный заводом «Красный штамповщик» в 70-е годы прошлого века, является ярким образцом сувенирной продукции тех лет. Ощущение легкости, свежести летнего моря вызывает другое изделие этого же производителя -- подстаканник «Парусник» 80-х гг. ХХ века. В музейном фонде хранятся подстаканники с изображением героев сказок А.С. Пушкина о царе Салтане и о рыбаке и рыбке. Особое место в музейной коллекции занимает подстаканник из мельхиора «Виноградная лоза», изготовленный в 1956 году Промартелью п. Мстера. Он всегда привлекает внимание посетителей музея.

В этом разделе