«МОЯ РОДИНА – ТЕРРИТОРИЯ ДОБРА»

«МОЯ РОДИНА – ТЕРРИТОРИЯ ДОБРА»

Члены музейного клуба «Диалог со Временем» приняли участие в Международном фестивале детских и юношеских СМИ «Моя родина – территория добра».

Музейный клуб организован на базе МБУК "Славянский историко-краеведческий музей" МО Славянский район, входят в него учащиеся МБОУ лицей №1 имени семи Героев Советского Союза, выпускников школы, г. Славянска-на-Кубани.

Тематика конкурсных работ, принимаемых жюри:

– «Люди доброй воли»;

– «Солдаты мира и добра»;

– «Я хочу делать добро!»;

– «Моя мечта»;

– «Евразия – наш общий дом».

Анкеты-заявки и конкурсные работы в номинации «эссе» поданы от Жорник Елизаветы Сергеевны, Маркеловой Евы Игоревны, Савельевой Варвары Олеговны, Траилиной Анастасии Игоревны.

Подведение итогов и определение лауреатов планируется в мае 2022 г. В ближайшее время конкурсные работы будут опубликованы на официальном сайте музея.

«Черепица на Кубани»

«Черепица на Кубани»

Существует ошибочное мнение о том, что черепица для России -  нетрадиционный материал. На самом деле черепица появилась на Руси еще в период ее становления, это связывают с влиянием Византии. В Киевской Руси изначально черепицу применяли для кровельных работ при строительстве храмов и дворцов, которые создавали византийцы. Постепенно этот материал был заимствован зодчеством и начал использоваться более широко.

Производство черепицы на Кубани имеют богатые исторические корни. На Кубани с середины ХIХ века дома стали возводить на фундаменте, а камышовые крыши заменять черепицей. В конце XIX - начале XX века  производством черепицы занимались только кирпичные заводы.

Первое официально зарегистрированное черепичное предприятие на Кубани находилось в Анапе и известно с 1896 г. На заводе работало два человека, которые изготавливали несколько тысяч штук черепицы в год. Но уже в 1901 году в населённых пунктах Кубани, от Тамани до станицы Кущевской было построено 12 кирпично-черепичных заводов.  К 1898 году их стало уже 13, в 1902 году - 45, в 1909 году - 93, в 1913 году - 144.

К 1916 г. на Кубани было уже более 50 кирпично-черепичных и черепичных заводов с числом работников от двух до 50 человек, каждое из которых изготавливало от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч штук черепицы в год. Все предприятия работали на местном сырье. Существовали и мелкие промышленные заведения, на которых использовались примитивное оборудование. Чаще всего всю работу здесь выполнял сам хозяин со своими сыновьями, либо один-три вольнонаемных рабочих.

Очень развито черепичное производство было в станицах Таманского отдела  (Крымском, Славянском, Красноармейском районах). Это было связано с наличием месторождений глины.

По особым меткам – клеймам можно определить изготовителя черепичной плитки. Среди старинных образцов черепицы в основном встречаются изделия с клеймами следующих производителей:

1. Братья Петрохалко Макар и Архип Иванович - ст. Анастасиевская

2. Братья Петрохалко Макар и Архип Иванович - ст. Троицкая

3. Толстый П. П. - ст. Варениковская

4. Ворожбий Алексей Степанович - ст. Крымская

5. Ковтун Емельян Тимофеевич - ст. Крымская

6. Зеленский Иван Яковлевич - ст. Полтавская

7. Заика Андрей Иосифович - ст. Ивановская

8. Рижко Пантелеймон Анитсович - ст. Ивановская

9. Строкач Михаил Львович - ст. Ивановская

10. Барон Штейнгель Леонгард Васильевич - г. Екатеринодар

11. Tulerie de St. Anne - The Odosie – Crimee - г. Марсель (Франция)

В начале ХХ века в станице Анастасиевской стали появляться кирпичные дома, мазанки на каменном и кирпичном фундаментах.  Крыши у таких домов крыли железом-нержавейкой или модной тогда черепицей. Спрос на черепицу был огромным. Ближайшие заводы были в Екатеринодаре и станице Крымской, но доставка оттуда обходилась недешево.  

В Славянском районе братья Петрохалко организовали черепичные заводы в 1910 году в станице Анастасиевской и в 1912 году в станице Троицкой.   Так в ст. Анастасиевской и в соседних станицах стала появляться черепица с надписями: «Анастасиевская, Бр. Петрохалкины»,  «Бр. А. и М. Петрохалкины, ст. Троицкая». Такую черепицу можно встретить на крышах старых домовладений и в наши дни.

В начале ХХ века в селе Адербиевке начинается производство отечественной черепицы, не уступающей по своему качеству зарубежным образцам. В 1902-1903 годах Сила Нилович Зленко организовал здесь кустарное производство черепицы из красной глины. Объемы ее производства постоянно увеличивались и к 1905 году составили 180 тысяч штук. На заводе трудились все родственники Зленко, на большие заказы нанимались временные рабочие – до 50 человек. Есть вероятность, что готовая продукция продавалась за границу. После октябрьской революции Зленко передал оборудование Советской власти, а сам трудился на заводе простым мастером. Здесь же работали и трое его сыновей. В 1929 году завод был закрыт, а сам основатель умер в 1937 году. Есть сведения, что во время Великой Отечественной войны солдаты видели в Германии дома, крытые черепицей с клеймом «Адербиевка Зленко».

Известен был и завод барона Л.В. Штейнгеля. С наружной стороны плитки выполнялись незатейливые выпуклости в виде ромба. С внутренней стороны надпись сверху: «завод барона Л.В. Штейнгеля», ниже «медаль 1896 года», внизу: «Екатеринодар». По бокам круглые медали с изображением царя Николая II. Указание даты менялось в соответствии с годом выпуска черепицы. 

Также черепица выпускалась  на Коноковском черепичном заводе в  с. Коноково Успенского района. Сырье привозили с Коноковского месторождения, расположенного в 22 км юго-восточнее Армавира.

       В 30-50-е годы XX века произошёл спад в производстве керамической черепицы. На смену ей пришли новые строительные материалы, более дешевые и менее трудоёмкие. В то же время производство керамической черепицы, в небольших объёмах оставалось востребовано. С ростом как жилищного, так и производственного строительства в России в последние десятилетия развивается производство металлочерепицы, как более доступного кровельного материала. Сейчас черепицу производят не только из керамики, но и из термопластика, цементно-песчаной смеси, известково-песчаной смеси.

Несмотря на достаточно высокую стоимость, керамическая черепица ценится у населения Кубани в первую очередь за ее пожароустойчивые качества и длительный срок эксплуатации.

«Поэтическая страница апреля. Белла Ахмадулина» МАУК «Славянская МЦБ»

«Поэтическая страница апреля. Белла Ахмадулина» МАУК «Славянская МЦБ»

Белла (Изабелла) Ахмадулина родилась в Москве 10 апреля 1937 г. в семье служащих. Свое генеалогическое древо поэтесса описала в поэме «Моя родословная». Её отец, Ахат Валеевич Ахмадулин, был родом из казанских татар; бабушка с материнской стороны, Надежда Митрофановна Баранова, происходила из семьи Стопани (родоначальником которой был занесенный судьбой в Россию шарманщик из Генуи). Воспоминания детства связаны со старой Москвой – Маросейкой, Покровкой, Варваркой, Чистыми прудами. Училась Белла в школах Колпачного, а позднее – Лялина переулка.

Метр и ритм присутствовал в едва ли не первых произнесенных ею осмысленных словах: «Я такого не видела никогда», - сказала маленькая Белла, увидев тюльпан. Она занималась в литературных студиях и кружках, сочиняла везде.

Во время войны семья Ахмадулиных эвакуировалась в Уфу, и Белла навсегда запомнила, как бабушка в поезде под бомбежкой читала ей стихи Пушкина.

Она хотела быть поэтессой, но родители предложили ей альтернативный путь – журналистику. Но вступительные экзамены в МГУ на факультет журналистики она провалила и  стала сотрудницей газеты «Метростроевец», где публиковала свои статьи и стихотворения.

Через год поступила в Литературный институт. Однако учеба в этом ВУЗе закончилась довольно быстро. Принципиальная Ахмадулина отказалась поставить свою подпись под петицией, осуждающей Пастернака, за что была исключена.

Спустя время ей удалось восстановиться и окончить литературный институт.

Творческая биография молодой поэтессы развивалась очень быстро. Через два года после окончания института выходит «Струна», ее первый сборник стихов. Ее талант сразу отметили признанные мэтры – Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. На творческих вечерах этих поэтов стал появляться и Ахмадулина. Она читала свои стихи в особой, свойственной лишь ей манере.

Видео можно посмотреть здесь

Маршрут № 6 «Экскурсионно-туристические маршруты Славянского района» МАУК «Славянская МЦБ»

Маршрут № 6 «Экскурсионно-туристические маршруты Славянского района» МАУК «Славянская МЦБ»

Представляем маршрут № 6 районного краеведческого проекта-презентации «Экскурсионно-туристические маршруты Славянского района» (по туристической карте и путеводителю г. Славянска-на-Кубани и Славянского района). Тема маршрута: «Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1943 год».
Хутор Деревянковский и хутор Забойский, стали первыми населенными пунктами Славянского района, освобожденными от немецко-фашистских захватчиков. После окончания боев местные жители похоронили погибших воинов в одной братской могиле на территории гражданского кладбища. В 1950-е годы на месте захоронения был установлен памятник пирамидальной формы из оштукатуренного кирпича с надписью на металлической табличке: «Здесь похоронены неизвестные воины Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. От жителей х. Деревянковский». Ориентировочно в 1970 году памятник был заменен на аналогичный, выполненный из мозаичного бетона. За прошедшее время мемориальная доска и надпись на ней изменялись несколько раз. Последняя надпись гласит: «Вечная память воинам, погибшим за Родину 1941-1945».
По обнародованным сегодня данным Министерства обороны РФ, в братской могиле могут быть захоронены 6 советских воинов 351-й стрелковой дивизии и 164-й отдельной стрелковой бригады, погибших в боях за Освобождение Славянского района 15 февраля и 17 марта 1943 года.

Видео можно посмотреть здесь

«Советы Мойдодыра» МАУК «Славянская МЦБ»

«Советы Мойдодыра» МАУК «Славянская МЦБ»

Когда мы говорим: «Здравствуйте», мы желаем друг другу быть красивыми, счастливыми и полными сил – ведь мы желаем друг другу здоровья!

Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля в день создания Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). За время, прошедшее с того исторического момента, членами данной организации  стали 194 государства мира. Каждый год Всемирный день здоровья посвящается глобальным проблемам, стоящим перед здравоохранением, и проходит под разными девизами. Мероприятия в этот день призваны привлечь внимание к ценности здоровья и помочь организациям решить насущные вопросы, направленные на улучшение качества жизни людей.

Ведь как сказал немецкий поэт Генрих Гейне: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье».

Задание здесь  

«Питайся правильно» МАУК «Славянская МЦБ»

«Питайся правильно» МАУК «Славянская МЦБ»

Здоровое питание — питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний .

С хорошим общим состоянием здоровья и со сниженным риском хронических заболеваний ассоциируется диета, богатая фруктамиовощамицельным зерномбобовымиорехами и рыбой, с низким уровнем потребления насыщенных жировтрансжиров и сахара и ограниченным потреблением соли. Здоровая диета предполагает низкий уровень потребления продуктов из очищенных зёрен обработанного мяса   (например, колбасных изделий) и подслащенных продуктов .

Рекомендации по здоровому питанию между странами по отдельным продуктам могут отличаться, вероятно, исходя из национальных культур и традиций питания.

Видео можно посмотреть здесь

ИНТЕРЕСНЫЙ ЭКСПОНАТ – ШВЕЙНАЯ МАШИНА

ИНТЕРЕСНЫЙ ЭКСПОНАТ – ШВЕЙНАЯ МАШИНА

(механическая белошвейка)

        Изобретателями швейных машин принято считать голландцев, которые в XIV веке в своих мастерских по пошиву парусов первыми применили колесную машину, стачивающую длинные полотна. Имя автора этого изобретения неизвестно, известно лишь, что машина была очень громоздкой и занимала много места. Швейная машина - второй после ткацкого станка механизм, способный выполнять весьма сложные действия, которые, как казалось ранее, возможно выполнить только вручную. Конструкция швейных машин усложнялась и совершенствовалась довольно быстрыми темпами. С каждым новшеством они становились более быстроходными и специализированными. Уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая предложена В. Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году.

     К 1900 году помимо машин для пошива одежды были созданы специальные машины для шитья брезентовых палаток, парусов, почтовых мешков, переплетов книг, дорожных сундуков, седельного снаряжения, обуви, галантерейных изделий (ремней, лент, зонтов), шляп, шлангов и других предметов в разных странах мира. На рубеже XIX-XX столетий появилась возможность не только шить, но и вышивать с помощью машины, и даже штопать чулки.

      Долгое время лидерами в производстве швейных машин были фирмы США и Германии. Типичным представителем индустриальной эпохи был Карл Роберт Бруно Науманн. В августе 1868 года он на собственные деньги организовал небольшую мастерскую точной механики в Дрездене. В следующем году им был получен патент на швейные машинки и налажено производство. Его помощником и основным инвестором был дрезденский купец Эмиль Зайдель. Так родилась фирма «Зайдель и Науманн». И хотя Зайдель вскоре потребовал свой капитал и вышел из производства, название осталось прежним. Карл Бруно становился все более успешным после того, как первым в Германии усовершенствовал систему швейных машин Зингера. Вскоре компания была преобразована в акционерное общество и превратилась в крупное производство. В тот период в фирме Науманна работало около 1000 человек, в год выпускалось 80 000 швейных машин.

      В России с 60-х годов XIX и в начале XX века наибольшую популярность приобрели машины фирм «Зингер», «Виллер и Вильсон», «Зайдель и Науманн». Самыми известными торговыми домами, где можно было приобрести швейные машины, были Ж.Блока и И.В.Попова. Открывшийся в Москве в 1870 году Торговый дом Поповых, вскоре занял главенствующие позиции на рынке швейных машин и стал самым известным в России.  С 1875 года он был преобразован в «Русское Товарищество торговли швейными машинами Попова и Ко.» Продаваемые машины получили название «поповка» и «белоручка» из-за белой керамической ручки привода. Большим спросом тогда пользовалась одна из первых швейных машин челночного стежка фирмы «Зайдель и Науманн», производимой в Германии в 1870-1880-х гг. Это были машины семейно-бытового назначения. Торговый дом Попова распространял их не только на территории России, но и в Персии. За это в 1883 году Персидский шах Насреддин наградил Товарищество Попова орденом «Льва и Солнца».

       В связи с 25-летием работы Торгового дома Попова, по специальному заказу фирма «Seidel & Naumann» выпустила юбилейную серию швейных машин. Уже в 1895 году на Российском рынке появились специальные швейные машины производства «Seidel & Naumann» с запатентованным праздничным дизайном.

        Именно такой экземпляр в 2012 году подарила нашему музею Радионова Валентина Яковлевна, жительница г. Славянска-на-Кубани. Корпус и прямоугольная платформа швейной машины литые с лакокрасочным покрытием. Роспись нанесена красной, зелёной красками и «под золото». На металлическом корпусе черного цвета золотистыми буквами выполнена надпись «NAUMANN». На стойке на прямоугольной пластине помещена таблица зависимости номеров иглы и нитей. Ниже закреплен медальон с юбилейной композицией. На круглой пластине размещены надписи «ЮБИЛЕЙНАЯ  ХХY 1870 1895» и портреты в овальных рамках братьев Поповых. На корпусе закреплены редуктор привода с ручкой, моталка, регулятор натяжения нити, регулятор длины стежка. Некоторые детали имеют гальванопокрытие. Корпус машины с одной стороны крепится петлями к деревянной столешнице, что позволяет при открывании увидеть челнок-лодочку открытого типа с возвратно-поступательным механизмом. На столешнице нанесена мерная линейка с делениями и цифрами, выполненная в технике инкрустации. При комплектовании изделия производитель прилагал к машинке номерной сертификат и инструкцию по эксплуатации. Но эти документы в семье дарительницы не сохранились. По тем временам машина «NAUMANN» характеризовалась как точнейшая механика, с высоким классом обработки и качества сборки. Но технический прогресс шел вперёд. И уже к 1910 году эта машина считалась устаревшей. Старинная швейная машина осталась в семье Радионовой В.Я. от прабабушки. В трудные военные годы машинка помогала выживать, как-то сводить концы с концами. После войны она была незаменимой домашней помощницей. А теперь этот удивительный предмет техники – уникальный музейный экспонат. Время не пощадило ни внешний вид, ни механизмы машины. Но этим предметом можно и нужно любоваться. Сохранились фрагменты надписей, узоров, сантиметровая лента на деревянном корпусе, внутренний механизм. 

        С момента изобретения швейной машины постоянно менялся её облик. Корпус то выгибался изящной дугой, то выпрямлялся, литые чугунные платформы были разнообразными и необыкновенно красивыми. С годами дизайн машин упрощался. Начиная со второй половины XX века, их корпусы и футляры, перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву. Чаще всего так и бывает: вещи, поставленные на поток, унифицируются. А жаль. Но есть музей, в котором вы всегда можете увидеть то, чего уже нет в окружающей нас действительности.

         Добро пожаловать в музей!

«Выдача книг в первых русских библиотеках» МАУК «Славянская МЦБ»

«Выдача книг в первых русских библиотеках» МАУК «Славянская МЦБ»

При первом знакомстве с древнерусскими библиотеками возникает впечатление, что они были местом консервации фондов и выдача книг была им не свойственна. Иногда складывалась тенденция – не книга для читателя, а библиотека для изоляции книги. Но это не совсем так.

Уже на заре русского книжного просвещения выдача книг официально предписывалась монастырскими правилами. Монастырская библиотека того времени соединяла в себе три основные функции: хранение книг; создание книг(в монастырях книги не только создавались, но и переписывались, а также велось систематическое летописание); выдача книг. Студийский устав (набор правил и указаний, определявший порядок служб и регламентировавший использование основных богослужебных книг, XI в.) точно регламентировал организацию книжной выдачи: «В которые дни имеем свободу от телесных дел, ударяет библиотекарь в дерево (било, подвешенная доска) однажды и собирается братия в библиотеку и берет каждый книгу и читает до вечера, … опять ударяет библиотекарь однажды, и все приходят и возвращают книги по записи. Кто же умедлит возвратить книгу, да подвергнется епитимии».

О выдачной работе старорусских библиотек свидетельствуют документы имущественных ревизий и некоторые книжные записи. Источники неполные, но бесспорно достоверные.

На кого работали монастырские библиотеки? Конечно, это прежде всего церковники разного сана и положения. Например, среди братии тверского Савина монастыря славился своей начитанностью старец Варсонофий, по прозвищу Неумой. Брали библиотечные книги и рядовые монахи. Иосифо-Волоколамская библиотека в 1545 году раздала по кельям 63 «Евангелия». К монастырским библиотекам обращались и миряне в силу скудости домашних книг. В XVI веке князь Андрей Курбский брал книги из Псково-Печерского монастыря. В кремлевском  Чудовом монастыре на «Псалтыри следованной» нанесена вереница надписей, и последняя из них, от XVII в., гласит кратко: «Государя царевича». Это означает, что из монастырской библиотеки нужные пособия выдавались даже для обучения царских детей.

Выдача книг не ограничивалась единичными томами, иногда расширяясь до крупных размеров. Так, патриарх Никон, уже снявшийся с патриаршества и заточенный в Ферапонтов монастырь, заказывал из близлежащего Кирилло-Белозерского монастыря большие партии книг, Любитель чтения, Никон часто менял использованную партию на новую.

Для чего брались книги? Библиотеки церковные выдавали книги преимущественно для переписывания и литургического их использования. Библиотеки гражданские, в большинстве частные, служили целям чтения в прямом смысле. Гражданские – это, как правило, учрежденческие библиотеки: библиотека Посольского приказа, библиотека Печатного двора. О частных библиотеках того времени не так много свидетельств. Тем драгоценнее оказывается найденное в Новгороде берестяное письмо от середины XIV в.: «Поклонно от Якова куму другу Максиму… Да пришли ми цтения доброго». Речь может идти не о религиозной книге, а о развлекательной. Выдача из домашних библиотек являлась делом обыденным и регистрировалась редко, случайно. Чем знатнее положение занимал владелец и чем крупнее у него была библиотека, тем больше сохранилось следов о выдаче из нее книг.

Книговыдача не ограничивалась территориально: книги отпускались в другие селения и области. Более того, библиотеки и любители чтения, находясь в разных местах, общались между собой, пересылая и обменивая книги.

В заключении хочется отметить, что в первых русских библиотеках регистрировались новые поступления и движение книжного фонда, существовала и выдачная регистрация и расписка в получении книги, и, чего греха таить, читательская недобросовестность: взятые книги возвращались с опозданием или не возвращались вовсе, книги воровали, повреждали, что доставляло немало забот.

«Спортивная летопись Славянского района» выпуск 3 МАУК «Славянская МЦБ»

«Спортивная летопись Славянского района» выпуск 3 МАУК «Славянская МЦБ»

Продолжаем онлайн-презентации новых книг из краеведческого фонда Славянской межпоселенческой центральной библиотеки. В сегодняшнем ролике знакомим читателей с книгой «Спортивная летопись Славянского района». Ее автор – Заслуженный тренер РСФСР, Заслуженный работник физической культуры России, кандидат педагогических наук, профессор Александр Максимович Банников. Это особая книга. Она посвящена не просто событиям из спортивной жизни района. Прежде всего, это книга о людях, которые сформировали Славянский район, как известный сегодня всей Кубани спортивный центр. Книга о людях, посвятивших свою жизнь развитию отрасли спорта и воспитавших не одно поколение славянских спортсменов. В издании множество уникальных фотографий, на которых читатели могут узнать своих родных, друзей, наставников и многих славянцев, которых объединил спорт.

Это колоссальный труд не только автора, но и директоров спортивных школ района, тренеров, сотрудников районного управления по физической культуре и спорту во главе с начальником Александром Прищепой. Огромную поддержку в выпуске издания оказал глава района Роман Синяговский.

На страницах книги содержится достоверная и уникальная информация о развитии и становлении спорта в районе, начиная со времен Великой Отечественной войны и до настоящего времени, редкие черно-белые и красочные современные фотографии. Стоит отметить, что это первая книга подобного объема и формата в Краснодарском крае об истории спорта одного района.

Видео можно посмотреть здесь

 

Капсула времени. Послание молодежи будущего.

Капсула времени. Послание молодежи будущего.

В Славянском историко-краеведческом музее появился интересный предмет. Поисковики передали в музей найденную ими капсулу времени.  Она представляет собой снаряд, на тулове которого выгравирована надпись: «Капсула изготовлена комсомольцами ремонтно-механического завода г. Славянска-на-Кубани. 1985»

       Традиция закладки капсул времени была очень популярна в Советском Союзе. При каждой крупной постройке, при знаменательном событии закладывалась капсула с посланием в будущее. Инициаторами таких акций были комсомольские и молодежные организации. В 1967 - 1968 годах в стране началась массовая закладка в стенах зданий, в памятных местах посланий, адресованных будущим поколениям. В эти годы капсулы посвящались  предстоящему 100-летнему юбилею советской власти и ВЛКСМ. Для комсомольских активистов тогда казалось, то это очень  далеко, многим не представлялось, что это когда-либо произойдет. Но 50 лет пролетело, и в 2017 году по всей стране стали вскрывать капсулы времени, так как настало время их прочитать.

     Капсула, обнаруженная поисковиками и содержащая послание молодежи 2045 года, до момента вскрытия будет храниться в городском музее.

«Защитники Руси» МАУК «Славянская МЦБ»

«Защитники Руси» МАУК «Славянская МЦБ»

Александр Невский — великий русский полководец, мыслитель и, наконец, святой, особо почитаемый в народе.

5 апреля по юлианскому календарю (12 апреля по григорианскому календарю) 1242 года на Чудском озере произошло знаменитое Ледовое побоище. Русские воины под командованием князя Александра Невского разгромили немецких рыцарей, собиравшихся нанести удар по Великому Новгороду. Эта дата долгое время не имела официального признания в качестве государственного праздника. Лишь 13 марта 1995 года был принят Федеральный закон № 32-ФЗ "О днях воинской славы (победных днях) России". В соответствии с этим законом, днем празднования победы над Чудском озере назначили 18 апреля. Официально памятная дата получила название «День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере».

Ледовое побоище – это одна из самых известных битв в истории России. Если бы Невский проиграл эту битву, история России могла пойти совсем другим путем, но князь Новгорода смог одержать победу.

Видео можно посмотреть здесь

«Путешествие по золотому кольцу Боспорского царства» МАУК «Славянская МЦБ»

Кинолекторий «Путешествие по золотому кольцу Боспорского царства» МАУК «Славянская МЦБ»

В тесном взаимодействии филиала МАУК «Славянская МЦБ» - Городская библиотека и МАОУ СОШ №12 для 183 учеников 8-11 классов был проведён кинолекторий «Путешествие по Золотому кольцу Боспорского царства».  Основной целью мероприятия являлись  популяризация и развитие географических и исторических знаний у молодёжи.

"Золотое кольцо Боспорского царства" – российский туристский проект Русского географического общества, маршрут которого проходит по территории 12 городов Краснодарского края, Республики Крым, города Севастополь и Ростовской области и включает в себя 35 площадок, тематически связанных с историей Боспора.

Почему выбор пал именно на этот фильм? Ну, во-первых,над фильмом трудилась творческая группа Краснодарского регионального отделения Русского географического общества. Главное действующее лицо картины - журналист и телеведущий Михаил Зеленский. А, во-вторых: летом, многие из зрителей, совершая поездку на берег Черного или Азовского моря, вспомнят этот фильм, вспомнят историю Юга России, представят себе предков, которые жили здесь задолго до нас, и почувствуют себя частичкой истории. А может этот фильм мотивирует кого-то отправиться в путешествие и открыть для себя Боспорское царство.

Библиотека выражает благодарность за сотрудничество учителю географии МАОУ СОШ №12 Абромовской Нине Вячеславовне.

«И была тут битва великая» МАУК «Славянская МЦБ»

«И была тут битва великая» МАУК «Славянская МЦБ»

5 апреля 1242 году на Чудском озере произошло сражение между войском Александра Невского и рыцарями Ливонского ордена. Впоследствии эту битву стали называть “Ледовое побоище”.

Полководец Александр Невский сумел победить вражескую армию, благодаря правильному выбору места для сражения и боевому порядку: слаженным действиям воинов, разведке и наблюдению за действиями врага, учету его сильных и слабых сторон.

В результате этой исторической победы Ливонский и Тевтонский ордены и князь Александр Невский подписали между собой перемирие на условиях, выгодных для русского народа. Также произошло укрепление и расширение границ русских земель. 

Видео можно посмотреть здесь

 

«Закон. Безопасность. Порядок» МАУК «Славянская МЦБ»

«Закон. Безопасность. Порядок» МАУК «Славянская МЦБ»

Краснодарский край знаменит своей историей, своими традициями и, конечно же, своим гостеприимством. Но главная ценность Кубани – это ее люди. И особое внимание должно уделяться детям, их здоровью и безопасности.

С 2008 года на территории нашего края действует  Закон № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», целью которого является повышение ответственности родителей за безопасность детей, объединение усилия общественности и власти.

Мы приглашаем вас принять участие в нашей викторине и проверить знание «Закона 1539 – КЗ», разобраться в правилах и проанализировать, на что должны быть направлены усилия взрослых и детей для соблюдения положений данного закона.

Задания тут:

«Щедра талантами родная сторона. Молодых Н. Т.» МАУК «Славянская МЦБ»

«Щедра талантами родная сторона. Молодых Н. Т.»  МАУК «Славянская МЦБ»

Посмотришь на эту тихую, скромную, маленькую и очень живую женщину и не верится, что она совершенно ничего не видит, только боковым зрением очертания предметов. Нина Тимофеевна Молодых инвалид 1 группы по зрению. И как она ходит по городу без посторонней помощи, просто удивительно. Этому она училась много времени, а до того сколько было падений! Но это не мешает ей посещать мероприятия в обществе слепых, учиться и развивать свои навыки, участвовать в различных конкурсах. Как же выдерживает она такой ритм жизни в свои уже немолодые годы? Когда мы готовили материал, Нина Тимофеевна очень долго сопротивлялась, считала, что в ее жизни нет ничего интересного и никому это не нужно. Но стоит только заговорить с ней, как тебя обволакивает таким теплом и уютом и подпитывает силой, которой в этой маленькой хрупкой женщине очень много. И такой богатый внутренний мир. Нет, надо говорить о таких людях, надо учиться у них смелости и стойкости преодолевать жизненные трудности. Представляем на суд читателей видеоролик о жизни и творчестве поэтессы Нины Тимофеевны Молодых.

Я не поэт, я - просто автор,

Всю жизнь ищу саму себя

По бездорожью, словно трактор,

Все ненавидя, все любя.

Где родилась, какого года

Не так уж важно наконец.

Важней понять какого рода,

Кто пращур, кто его отец…

Видео можно посмотреть здесь

«Разговор со сказкой» МАУК «Славянская МЦБ»

«Разговор со сказкой» МАУК «Славянская МЦБ»

Ежегодно 2 апреля мы отмечаем замечательный праздник - Международный день детской книги! Дата этого удивительного праздника была выбрана не случайно - 2 апреля 1805 года в датском городе Оденсе на острове Фюн родился знаменитый писатель и гениальный сказочник Ханс Кристиан Андерсен.

«Гадкий утёнок» и «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине» и «Стойкий оловянный солдатик», «Новое платье короля»  и «Огниво», «Оле Лукойе» и «Снежная королева», «Русалочка» и «Дюймовочка» - эти сказки знают во всем мире, они переведены на 125 языков, а говорить о них можно бесконечно! И, конечно же, их нужно читать и перечитывать вновь и вновь!

Видео можно посмотреть здесь

«Волшебные миры в книгах и фильмах» МАУК «Славянская МЦБ»

«Волшебные миры в книгах и фильмах» МАУК «Славянская МЦБ»

Единого рецепта создания вселенных не существует. Каждый писатель подходит к этому делу по-своему. Так, Толкин сначала разрабатывал языки (прежде всего — два эльфийских, Квенья и Синдарин), а затем уже строил дом для этих языков — под домом имеется в виду, конечно же, Средиземье.  Клайв Стейплз Льюис поступал иначе — он просто собирал в Нарнии всех мифических и сказочных существ подряд (за это его часто критиковали — тот же Толкин называл мир Нарнии непроработанным). Ли Бардуго, создавая вселенную Гришей, взяла за основу элементы русской культуры.

Иногда стимулом к сотворению мира становится один сильный образ — например, вселенная «Песни льда и пламени» родилась из картины, пришедшей на ум Джорджу Мартину много лет назад — в своём воображении он увидел огромного волка, умирающего среди снегов.

Перечислять примеры можно долго. Сколько писателей — столько и разных вариантов. Однако, есть один непреложный закон, которому подчиняются абсолютно все вымышленные миры. И если вам захочется создать свой собственный мир, вы должны ему следовать.

Закон этот заключается в требовании непротиворечивости. В придуманной вами вселенной могут иметь место какие угодно события, немыслимые в повседневной жизни. Пусть, например, клонированные киборги-хоббиты летают на Плутон, оседлав радиоактивных драконов-кошек. Или происходит нечто ещё более фантастическое — на что хватит вашего воображения. Главное — чтобы мир был цельным и непротиворечивым. Иначе говоря, любое событие и явление этого мира должно согласовываться с общей логикой создаваемой вселенной.

Видео можно посмотреть здесь

«Щедрые дары матушки Земли»

«Щедрые дары матушки Земли»

…Благословенная Земля!

Твои плоды бесценным даром

Разносят реки и моря,

Дожди и тучи-великаны.

Богата Матушка-Земля:

Секвойи и травинки стебель -

Всему есть место у тебя,

И всё растёт с конкретной целью.

А горы - стражники твои,

Как высоки вершины ваши!

И сосны - "лёгкие" Земли,

И родники с целебной чашей…

Ирина Сигал

Богатство недр нашей Земли неоспоримо. В них находится много сокровищ, которые помогли человечеству в становлении и развитии цивилизации. Благодаря им развивалось земледелие, создавались различные украшения, изготавливались краски для произведений изобразительного искусства и т.д.

Сотрудниками Славянского историко-краеведческого музея был подготовлен видеоролик «Щедрые дары матушки Земли». Видеоролик ознакомит Вас с экспозицией музея, а  также расскажет, какие «дары» получает человек от недр Земли и в каких отраслях производства они используются.

Видео можно посмотреть здесь

«Весенние серенады»

«Весенние серенады»

Весной природа наполняется различными звуками: шелестом распускающихся листьев, жужжанием первых насекомых и, конечно же, пением различных птиц. Вокализация птиц, которую мы называем «пением», у разных видов пернатых проявляется неодинаково. Например, среди многообразия птиц певческим талантом похвастаться могут немногие виды. Красивые чистые трели выводят соловьи, жаворонки, певчие дрозды, корольки и другие.

Среди певчих можно выделить отдельную группу пернатых, способных копировать не только пение сородичей, но и другие звуки: скрип двери, мяуканье кошки и т.д. Таким талантом обладают: скворцы, иволги, сойки, жуланы-сорокопуты и некоторые другие.

Сотрудниками Славянского историко-краеведческого музея был подготовлен видеоролик о голосах пернатых Восточного Приазовья «Весенние серенады», посвященный международному дню птиц. Видеоролик ознакомит Вас с экспозицией музея и песнями пташек нашего края.

Видео можно посмотреть здесь

Страница 37 из 186«333435363738394041»