«Крылатые соседи, пернатые друзья»

«Крылатые соседи, пернатые друзья»

#экологическийкалендарь #Международныйденьворобья

В России  воробей считается одной из самых распространённых птиц. Люди до такой степени привыкли к этим пернатым, что порой даже не замечают их присутствия. Воробьи повсюду – на крышах домов, на проводах и просто парят в воздухе.

А вы знали, что 20 марта отмечается  Международный  день воробья?

За последние годы прошлого столетия во многих странах мира произошло снижение численности воробьёв. В некоторых европейских городах знакомые всем из детства птицы попросту исчезли.

В 2010 году британские и индийские орнитологи учредили новый экологический праздник — День воробья, как напоминание о том, что даже такая распространённая по всему земному шару птица может оказаться на гране исчезновения.

Международный день  воробья – информирование о домовых воробьях, других «городских» птицах, важности сохранения не только птиц, но и животных. Только объединившись, можно сохранить свою среду обитания, защитить Землю от разрушения, загрязнения отходами, предотвратить исчезновение многих видов птиц,  животных и растений!

Видео можно посмотреть здесь

«Николай Константинович Рерих» МАУК «Славянская МЦБ»

«Николай Константинович Рерих» МАУК «Славянская МЦБ»

 

Великий просветитель гуманист Н.К. Рерих утверждал в жизни Основы Культуры. «Красота и Знание – вот Основы Культуры, – утверждал он. И осознание Красоты спасет Мир».

Рожденный в России Н.К.Рерих был гражданином мира. 43 года он прожил в России, около 20 лет в Индии, 3 года в США, 2 в Финляндии, более года в Англии, 2 в Китае, 1.5 в Тибете, 1 год в Монголии. Был в Швеции, Швейцарии, Италии, Голландии, Бельгии, Германии, Египте, Джибути, Японии, Гонконге, на Филиппинских островах и Цейлоне. Пять лет он отдал большой научно-художественной экспедиции в Центральную Азию, где прошел 35 высочайших горных перевалов, пересек пустыни Монголии и Китая.

При этом Николай Константинович оставался горячим патриотом своей любимой Родины, постоянно думал о благе русского народа и творил для него. Он создал более 7 тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Его творения находятся в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах.

Художник, философ, ученый, путешественник, писатель. О его жизни сложились легенды. Трижды в газетах сообщалось о его гибели. Ему приписывалось завоевание целых стран. Рассказывалось, что от его взгляда будто бы седеют волосы. Голоки, напавшие на экспедицию Рериха в Центральной Азии, уверяли, что они неоднократно стреляли в Рериха, но никакая пуля не могла его поразить.

Видео можно посмотреть здесь

 

«Неутомимый собиратель русских слов – Владимир Даль» МАУК «Славянская МЦБ»

«Неутомимый собиратель русских слов – Владимир Даль» МАУК «Славянская МЦБ»

 

С 15 по 18 марта 2022 года  в России проводится акция «Служу России», которая рассказывает о выдающихся российских государственных деятелях, имеющих нерусское происхождение и гордившихся своей службой на благо России.

Славянская межпоселенческая центральная библиотека представляет вашему вниманию рассказ, посвященный Владимиру Ивановичу Далю – собирателю фольклора, учредителю Русского географического общества и создателю «Толкового словаря живого великорусского языка». Человеку, чье имя по праву стоит в первом ряду великих деятелей российской культуры и науки.

Видео можно посмотреть здесь

«Я знаком с финансами» МАУК «Славянская МЦБ»

«Я знаком с финансами» МАУК «Славянская МЦБ»

 

Ребенок поневоле встречается с экономикой и финансовой грамотностью, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Самое лучшее, что могут сделать родители, — подавать своим детям личный пример правильных, эффективных и ответственных взаимоотношений с деньгами.

Видео можно посмотреть здесь

«Забытое искусство экслибриса»

«Забытое искусство экслибриса»

Экслибрис - (от лат. ex libris — «из книг») книжный знак, удостоверяющий владельца книги. 

История экслибриса насчитывает более пяти веков, но традиция украшения пергаментов особыми знаками, указывающими их принадлежность конкретному владельцу, существовала еще в Древнем Египте. Вплоть до эпохи Ренессанса книг было очень мало, поэтому художники вручную рисовали знаки на манускриптах и свитках по заказу богатых владельцев.

В начале своего существования экслибрис имел исключительно практическое значение – установление права собственности.

 С развитием книгопечатания количество книг начало стремительно увеличиваться и возникла реальная необходимость обозначения на них принадлежность определенному владельцу.

 В среде наиболее обеспеченных людей того времени получила распространение практика украшения книг роскошными оправами. На них золотом делали оттиски гербов, вензелей, монограмм, эмблем или девизов. Такие книжные знаки в наши дни принято называть супер экслибрисами.

Одновременно, обрел популярность другой, более дешевый способ обозначения книг путем приклеивания с внутренней стороны обложки небольшого куска бумаги с печатной надписью «Ex libris» и фамилией владельца. Так появились первые экслибрисы, которые со временем превратились в сложные орнаментальные изображения всевозможных форм и стилей.

Экслибрисы в наши дни представляют собой предмет детального изучения и коллекционирования. Специалисты оценивают общее количество книжных знаков в размере более одного миллиона уникальных экземпляров.

 В фондах Славянского историко-краеведческого музея хранится богатая коллекция экслибрисов Кузьменко Павла Кирилловича, а также листы с эскизами, выполненные тушью и карандашом. Он создал более 30 цветных линогравюр и более 250 экслибрисов для личных и общественных библиотек.

«Весна на кончике крыла»

«Весна на кончике крыла»

Два скворца летели,

На березку сели,

Сели и запели, —

Как они летели,

Как они спешили

С берегов заморских

В край родимый, милый

К беленькой березке!

И. Муравейко

Весна – это время возвращения перелетных птиц в места гнездования. Миграционные маршруты пернатых веками практически не изменяются. После редких холодных зим на Кубань из теплой Индии или северо-западной части Африки возвращаются скворцы. Следом за ними из Южной Африки прилетают белые трясогузки. Горихвостки-чернушки проводят зимовку в Индии, Эфиопии и в южной части Аравийского полуострова, после чего в марте возвращаются на Кубань, где будут выращивать потомство.

Сотрудниками Славянского историко-краеведческого музея был подготовлен видеоролик «Весна на кончике крыла», рассказывающий о первых вестниках весны птичьего мира. Видеоролик ознакомит Вас с экспонатами музея, расскажет: в какой период возвращаются птицы, и что происходит с ними после прилета.

Видео можно посмотреть здесь

"ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ – КРЫМ"

18 марта в Российской Федерации отмечается День воссоединения Крыма с Россией. На территории Республики Крым этот день является праздничным и выходным согласно республиканскому закону №80-ЗРК/2015 от 3 марта 2015 года.

Именно в этот день в 2014 году Крым (это территории полуострова Крым с расположенными на ней Республикой Крым и городом Севастополем, которые до этого входили в состав Украины) официально вошёл в состав Российской Федерации. Присоединение, а вернее – возвращение, этих территорий в состав России было зафиксировано межгосударственным договором, подписанным 18 марта 2014 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве главами России и Республики Крым. Причем, согласно данному документу Республика Крым и город Севастополь были не просто приняты в состав РФ, но и стали ее новыми субъектами.

В ознаменование этой даты сотрудники Славянского историко-краеведческого музея подготовили для Вас видеоролик «Жемчужина России – Крым».

Видео можно посмотреть здесь

«Ян Грабовский. 16 марта – день рождения писателя» МАУК «Славянская МЦБ»

«Ян Грабовский. 16 марта – день рождения писателя»  МАУК «Славянская МЦБ»

16 марта 1882 года в маленьком польском городке Раве Мазовецкой родился мальчик Ян Грабовский. В детстве он мечтал стать сначала священником, потом решил, что лучше будет повстанцем. Но стал учителем и писателем. Но, конечно, не сразу. Окончил гимназию, получил специальность инженера-химика, изучал историю искусств, биологию, преподавал математику в гимназии, был школьным инспектором. А в конце жизни работали в Министерстве культуры и искусств Польши.

Писателя Грабовского читатели узнали в 1907 году, а с 1916 его книги стали издаваться регулярно. Кроме тех, что переведены на русский язык, у Грабовского есть занимательные книжки по математике и поэтический путеводитель по Польше, и многие другие. Но главные всё же книги о животных.
Причём писатель писал не о животных вообще, а лишь о тех, «кого знал», которым помогал и защищал. Это и «танцующая галка» Муся, и пёс «выдающегося ума» Тупи, и обладательница несметного количества достоинств гусыня Малгося (она была и сторожевой собакой, и кошачьей нянькой, и почтальоном и танцовщицей). Они такие, что не полюбить их невозможно!

«Путешествие в мир профессий. Блинщик» МАУК «Славянская МЦБ»

«Путешествие в мир профессий. Блинщик» МАУК «Славянская МЦБ»

Продолжаем знакомить вас со старинными профессиями и сегодня в нашей рубрике «Путешествие в мир профессий»  –  блинщик.

Блинщики торговали на улицах города конечно же блинами. Один блин стоил 1 копейку. Для сравнения: 400 грамм черного хлеба в лавке стоили 2 копейки, а ведро картошки на рынке – 10 копеек. Иногда продавцы блинов предлагали покупателям поиграть в такую игру: если покупатель съедал 45 блинов в один присест, он получал от продавца приз – 1 рубль. Но если покупатель не съедал все 45 блинов, то сам был вынужден заплатить 1 рубль. А теперь решите задачку: подсчитайте, какая была чистая прибыль торговца, если покупатель съедал только 44 блина и потом отдавал ему свой рубль?

Видео можно посмотреть здесь

«Котофеич»

«Котофеич»

Вот и наступила календарная весна, птицы потянулись обратно домой,  на деревьях начинают набухать почки, расцветают подснежники, робко запевают первые весенние серенады коты. Безусловно, коты – один из главных символов марта. Независимый характер этих домашних животных вдохновляет художников и мастеров ДПИ  вот уже много лет. Плюшевые, керамические и нарисованные на холсте кошки получаются такими разными, но в чем-то неуловимо похожими. 

Если вы любите пушистых проказников так же сильно, то мастер-класс по изготовлению мягкой текстильной игрушки от мастера декоративно-прикладного  искусства Тимашевой Полины для Вас.

Смотрите увлекательный видеоролик и создавайте своего текстильного котика.

Видео можно посмотреть здесь

«Удивительный мир минералов»

«Удивительный мир минералов»

Минералы, образующие горные породы Земли, очень разнообразны. И для каждого из них человек нашел предназначение. Одни минералы считаются драгоценными и очень дорогими (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры). Другие же рассматриваются, как полудрагоценные (хризолиты, топазы, гранаты, аметисты, турмалины и опалы). Камни из этих двух групп используются в ювелирном мастерстве, где из них изготовляются прекрасные украшения.

Есть и прочие цветные камни, применяемые для отделки ювелирных украшений (нефрит, малахит, лазурит, яшма, горный хрусталь). Они не представляют особой драгоценности. Однако наряду с последними и полудрагоценными камнями образуют группу самоцветов.

Кварцы, полевые шпаты и железисто-магнезиальные силикаты применяются в строительных работах. Промышленность также нуждается в минералах:

1) для пиротехники требуются: киноварь, целестин, сера, реальгар, галит, кальцит, бура, ангидрит;

2) для производства оптики: флюорит, диоптаз, кварц;

3) для металлургии: доломит, родохрозит, колеманит, ванадинит;

4) В качестве удобрений: сильвин, сера, чилийская селитра, карналлит, гипс, апатит, вавеллит.

Сотрудниками Славянского историко-краеведческого музея в рамках клубного заседания «Диалог со временем» была подготовлена видеоэкскурсия «Удивительный мир минералов». Видеоролик ознакомит Вас с экспозицией нашего музея и расскажет Вам, в каких отраслях промышленности используются минералы, что такое янтарь, какой минерал назван в честь нашей столицы, и как отличить настоящий малахит.

Видео можно посмотреть здесь

«Грамотный потребитель» МАУК «Славянская МЦБ»

«Грамотный потребитель» МАУК «Славянская МЦБ»

#СлавянскнаКубани #Библиотеки_Кубани #Культура_Кубани #Библиотекиславянскогорайона #Грамотныйпотребитель #Всемирныйденьправпотребителей

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день прав потребителей (World Consumer Rights Day), или Всемирный день защиты прав потребителей, проведение которого решением ООН приурочено к годовщине выступления президента США Джона Ф.Кеннеди в Конгрессе в 1962 году.

Мероприятия Дня потребителя каждый год посвящены определённой теме, которая объявляется Международной организацией потребителей. Тема Всемирного дня прав потребителей 2022 года – «Fair Digital Finance - Справедливые цифровые финансовые услуги».

Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам.

Банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы — устройства самообслуживания, средства платежей, которые делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, либо обналичивание денежных средств без участия банковского кассира. Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.

Видео можно посмотреть здесь

«Есть доброта, которая идет из сердца» МАУК «Славянская МЦБ»

«Есть доброта, которая идет из сердца» МАУК «Славянская МЦБ»

#СлавянскнаКубани #Библиотеки_Кубани #Культура_Кубани #Библиотекиславянскогорайона #деньрожденияписателя #ВалентинРаспутин

15 марта – день рождения знаменитого писателя и публициста, общественного деятеля и одного из наиболее значительных представителей «деревенской прозы» Валентина Григорьевича Распутина.

Его книги – настоящая летопись русской души. Души, которую он знал, как никто другой. Его книги – это пронзительные повести о борьбе старой и новой жизни, традиций и современности. Это книги о принятии и понимании, о человеческом сострадании и любви.

Видео можно посмотреть здесь

«Литературный портрет Константина Антишина» МАУК «Славянская МЦБ»

«Литературный портрет Константина Антишина» МАУК «Славянская МЦБ»

#Библиотеки_Кубани #Культура_Кубани #Библиотекиславянскогорайона #писателиюбиляры #кубановедение #КонстантинАнтишин

15 марта 2022 года исполняется 70 лет кубанскому писателю, члену Союза писателей России, первому заместителю председателя Правления Кубанского отделения СПР, одному из лучших современных прозаиков Краснодарского края – Константину Александровичу Антишину.

Семья Антишиных переехала на Кубань в 1955 году, а затем судьба провела будущего писателя через Сибирь, Дальний Восток, Камчатку, Курильские острова. Первые стихи были опубликованы в районной газете, когда Константину исполнилось 14 лет. Затем были публикации во многих газетах и журналах бывшего Советского Союза. В 1994 году Антишин был принят в Союз писателей России.

Им написаны книги: «Крест над распадком» (Краснодар, 1994), «Вакуум» (Краснодар, 2001), «Одиночество» (Краснодар, 2002). Кроме прочего, Константин Александрович Антишин уже четверть века ведет радиопрограмму для людей с ограниченными возможностями «Любить человека», которая выходит в эфире краевого «Радио России-Кубань».

Видео можно посмотреть здесь

«Первые библиотеки на Руси» МАУК «Славянская МЦБ»

«Первые библиотеки на Руси» МАУК «Славянская МЦБ»

#СлавянскнаКубани #Библиотеки_Кубани #Культура_Кубани #Библиотекиславянскогорайона #историябиблиотек #древнерусскаялитература

Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие. В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки?

Еще до складывания централизованного государства Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10 вв. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер св. Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: Евангелие и Псалтирь, написанными «роусьными письмены». Все рукописные книги, а их называли еще «источниками мудрости», «реками, наполняющими вселенную», «утешением в печали», ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала – пергамента.

Большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные документы, юридические памятники. В их числе: “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, ”Поучение Владимира Мономаха”, ”Сказание о Борисе и Глебе”, Поучения Феодосия Печорского, Проповеди новгородского епископа Луки Жидяти.

Значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами”, огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам.

Видео можно посмотреть здесь

«История России в лицах: Отечественная война 1812 года. Иван Паскевич» МАУК «Славянская МЦБ»

«История России в лицах: Отечественная война 1812 года. Иван Паскевич» МАУК «Славянская МЦБ»

#Отечественнаявойна1812 #Страницыисториипамятиславы #ИсторияРоссиивлицах #ИванПаскевич #Культура_Кубани

Мы продолжаем наш цикл «История России в лицах». И сегодня вашему вниманию представлена видеопубликация – о выдающемся российском военачальнике, одном из четырех полных кавалеров ордена Святого Георгия – Иван Федорович Паскевич.

Блестящий военачальник и талантливый управленец, герой Бородинской битвы 1812 года. Один из тех людей, благодаря действиям которых удалось одержать победу над французами. Человек, которому вдалось привести в порядок Орловский полк. И. Ф. Паскевич за самый короткий срок сумел сделать «из плохих гарнизонных батальонов геройское полчище Смоленска и Бородина». Со своей 26-ой дивизией, ставшей одной из лучших в рядах действующей армии, Иван Федорович пройдет всю Отечественную войну 1812 года, участвуя в сражениях под Салтановкой, Смоленском, защищая батарею Н.Н. Раевского при Бородино.

Талантливый полководец, решительный и верный своему слову. Человек, которого нельзя упрекнуть в трусости. Он прошел огромный путь из низов армии до одного из значимых и авторитетных людей в Российской империи.

Видео можно посмотреть здесь

Книжное путешествие «Крым для детей» МАУК «Славянская МЦБ»

Книжное путешествие «Крым для детей» МАУК «Славянская МЦБ»

#Культура_Кубани #Крымдлядетей #ДеньвоссоединенияКрымасРоссией #Библиотекиславянскогорайона

18 марта – День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Библиотека предлагает вам отправиться в увлекательное путешествие для знакомства с Крымом с помощью книги-путеводителя Алисы Бизяевой «Крым для детей». Вы узнаете много интересного об истории и географии полуострова Крым.

Видео можно посмотреть здесь

"Живое слово мудрости духовной"

Кто-то из великих людей сказал, что человечеству известны два грандиозных открытия. Это изобретение колеса, давшего человеку возможность передвигаться в пространстве, и появление книги, позволившее ему передвигаться во времени. Книга – не только средство познания мира, но и средство нравственного воспитания личности, так как литература всегда говорит о добре, о любви, о благе, открывая сущность нравственной высоты и низость зла. Среди такой литературы особое место занимает православная.

Книгопечатание в России началось 1 (14) марта 1564 года с изданной в Москве первопечатником Иваном Фёдоровым православной книги «Апостол». К этому важному событию и приурочен замечательный праздник – День православной книги, учреждённый Священным Синодом Русской Православной Церкви в декабре 2009 года и отмечающийся в нашей стране 14 марта.

Православная литература - это книги, в основе содержания и идейного замысла которых находится христианское мировоззрение, исторически сложившееся в восточной византийской традиции. В видовом разнообразии данные книги представлены диапазоном от первоисточников - Библии и Нового Завета, богослужебных книг, богословских научных трудов, творений и житий святых отцов до стихов и прозы на тему православного сознания. Во всех этих произведениях в качестве ценностей пропагандируются евангельские добродетели, заповеди Христа.

Пожалуй, самая знаменитая книга на Земле – Библия, один из древнейших памятников письменности и общечеловеческой культуры. Состоит Библия из двух основных частей: Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет написан ещё в дохристианскую эпоху на древнееврейском языке и почитается как священное писание не только иудеями, но и христианами, представителями двух древнейших мировых религий. Новый Завет, написанный в начале нашей эры на древнегреческом языке, почитается священной книгой только христианами. Верить или не верить в Бога, и по канонам какой религии верить – личное дело каждого, но Библия – достояние всего человечества и обязательно должна быть прочитана каждым. Библия относится к тем книгам, которые читают всю жизнь. Она может быть роскошно издана, проиллюстрирована и переплетена, а может быть скромным томиком, выпущенным для

массового читателя. Суть от этого не меняется: Библия относится к числу тех книг, для которых главное – содержание, а не оформление.

В фондах Славянского историко-краеведческого музея в коллекции редкой книги хранятся издания православной тематики, датируемые XVIII-XX веками. Самые ранние из них - Псалтырь на старославянском языке 1775 года издания, найденный на Урале у старообрядцев и книга протоиерея Г.С. Дебольского "Дни богослужения православной кафолической восточной церкви", изданная в Санкт-Петербурге в 1882 году. Эта книга хранилась в семье Дыляевой Раисы Васильевны, жительницы г. Славянска-на-Кубани и принадлежала её отцу. Во времена расказачивания была уничтожена большая библиотека отца, а эта книга чудом сохранилась и была подарена музею в 1993 году.

В 1896 году в Синодальной типографии Санкт-Петербурга была издана книга "Господа нашего Иисуса Христа Святое Евангелие", переданная в музей в 2001 году Фуфалько Богданом Дмитриевичем. Текст книги напечатан на старославянском и русском языках. На первой странице издания имеется овальная печать Славянской мужской гимназии, а на форзаце дарственная надпись: "На вечную память Юре от Светы. Читай и блюди. 1982 г."

Интересное, душеполезное издание "Выписки из священного и святоотеческого писания и творений святых отцов и учителей церкви" собрал Д. Пермяков. Оно было издано в Москве в типографии Рябушинского на Страсном бульваре в 1913 году. Книга написана старославянским языком, в подзаголовочных данных надпись: "О незаконном крещении и хиротонии, древних еретиков и новых с года отступников русской и греческой церкви. О пророках Енохе и Илье, о антихристе и о церкви Христовой". Эту книгу в 1989 году сдал в музей Турик Михаил Леонидович, член клуба "Любители старины".

В 2020 году книжный фонд музея пополнили новые редкие издания богослужебной литературы: рукописный Молитвослов, Минея общая и праздничная 1862, 1901 годов издания, Ирмологий 1890 года, переданные на хранение о. Максимом, священником Свято-Успенского храма. Достойное место в музейном фонде редкой книги и экспозиции отдела краеведения заняли Библия с русским переводом 1900-года издания, "Тимпаны" – сборник духовных песен на слова Ивана Степановича Проханова, печатавшихся в журнале "Христианинъ" за 1906-1907 годы и подшивка иллюстрированного журнала "Воскресный день", выпускаемого

еженедельно для чтения в христианской семье в 1902 году. Эти интереснейшие издания подарены музею краеведом, руководителем Общества любителей истории и краеведения Славянского района Дмитрием Александровичем Решметом.

Конечно, православная книга – это не только Священное Писание, святоотеческие труды и богословская литература, но и произведения русских писателей, которые глубоко прониклись духом Православия. Такая художественная литература несёт добро, помогает найти смысл в жизни, учит великодушию и милосердию.

"Всё для России. Реформы Петра I"

2022 год в России отмечен как год 350-летия со дня рождения Петра Великого, первого российского императора. При Петре I Россия была преобразована в Российскую империю и стала одним из могущественных государств Европы. Реформаторская деятельность Петра I способствовала укреплению государственной власти и повышению эффективности государственного управления. Петр Великий решительно проводил преобразования внутреннего устройства России. Им была осуществлена военная реформа, реорганизована церковная система, система образования и отдельные сферы экономики России. Его реформы оказали влияние на внутриполитическое устройство страны, что, несомненно, отразилось на российской истории и ощущается до сих пор.

Так становление прокуратуры в России неразрывно связано с именем Петра I. В этом году надзорному ведомству исполнилось 300 лет. 12 января 1722 года в именном Высочайшем Указе Правительствующему Сенату Петр I учреждал при Сенате должность Генерал-прокурора, обер-прокурора и прокуроров при Коллегиях. Петр I учредил прокуратуру Российской империи с целью борьбы с должностными преступлениями, казнокрадством и взяточничеством. Прокуратура создавалась с целью защиты государства и выступала, по выражению Петра, «оком государевым».

Первым генерал-прокурором Сената был назначен Павел Иванович Ягужинский. Представляя его сенаторам, Петр I сказал: «Вот око моё, коим я буду всё видеть». Позднее, 27 апреля, император издал указ «О должности генерал-прокурора». В этом указе были установлены основные обязанности и полномочия генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

Павел Иванович Ягужинский – известный политический деятель и дипломат, сподвижник Петра I, «птенец гнезда Петрова». Он славился честностью и неподкупностью, что, в первую очередь, и ценил в нем Петр Великий. Не случайно, именно П.И. Ягужинский стал первым в истории генерал-прокурором. Он отличался большой работоспособностью. Современники говорили, что Ягужинский за один день делал столько, сколько другой не успевал за неделю. Павел Иванович был тем человеком, который никогда не отрекался от своего мнения, всегда говорил правду, презирал всякие сделки с совестью. Это и ценил в нем Петр I.

Созданное по указу Петра ведомство на протяжении трех веков является фундаментальным и важнейшим институтом правоохранительной системы. История доказала – без сильной прокуратуры не может быть сильного государства.

В Славянском историко-краеведческом музее на выставке «300 лет прокуратуре России», посвященной одному из главных государственных преобразований Петра I, были представлены печатные издания об истории российской прокуратуры, прокурорах России, вышедшие к различным юбилейным датам ведомства. Внимание посетителей привлекали предметы, связанные с Петровской эпохой. Это портреты первого российского императора Петра Великого и первого генерального прокурора в истории России Павла Ягужинского, а также скульптура Петра I.

История показала, что с первых дней создания прокуратура России была и остается главным надзорным органом, обеспечивающим строгое и неукоснительное соблюдение законов всеми учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами. Работа органов прокуратуры затрагивает все стороны жизни общества. Она требует высокой отдачи, профессионализма, силы и крепости духа, твердости в служении Закону.

Дар Прометея. История спички.

Дар Прометея. История спички.

Люди с незапамятных времён считали огонь священным даром. Как рассказывают нам античные мифы, могучий титан Прометей вопреки воле громовержца Зевса, верховного олимпийского бога, похитил с Олимпа огонь и передал его людям. Зевс жестоко покарал Прометея.

Использование огня – одно из величайших открытий в истории человечества. Трудно сказать, когда был разведён самый первый костёр. Наиболее ранние следы использования огня найдены в Восточной Африке, на стоянке Чесованджа. Их возраст – примерно 1,3 – 1,6 миллиона лет. И если сначала люди пользовались огнём, «посланным с небес», в виде молний, от которых начинались лесные пожары, то позже они сами научились добывать огонь.

На заре человечества существовало несколько способов получения огня. В основе их лежало трение или высекание искры. При добывании огня трением наши предки могли использовать круглую палочку, которую быстро вращали в углублении другой палочки или обрубка дерева, пока не начинали тлеть опилки или подложенный трут из сухого мха, бересты. Палочку могли вращать с помощью обёрнутой вокруг неё тетивы охотничьего лука.

Для высекания искры брали в одну руку кусок кремня, в другую – кресало. Нужен был и трут. Такой набор называется «огниво». Искры высекали ударами кресало о кремень. Огниво хранили в кожаных мешочках или коробочках. Сразу вспоминается сказка Г.Х. Андерсена «Огниво». Огниво широко использовали до конца XVIII – начала XIX века, пока в обиход не стали входить спички. И в наше время, когда мы чиркаем спичкой о коробок или щёлкаем зажигалкой, мы воспроизводим те же древнейшие действия – получаем огонь трением или высеканием искры.

История изобретения спичек весьма запутанна, над их созданием трудились учёные-химики многих стран. Может быть, эта история началась ещё в 1669 году, когда немецкий алхимик Х. Бранд, проводя опыты по созданию философского камня, получил светящееся в темноте вещество, названное позже фосфором. Или в 1680 году, когда ирландский физик и химик Р. Бойль покрыл лист бумаги фосфором, провёл по нему щепкой, покрытой серой, и вдруг вспыхнул огонь. Но спички родились позже…

В 1805 году французский химик Ж. Шансель изготовил, вероятно, самые первые спички. Они были мало похожи на современные: их головки состояли из смеси серы, бертолетовой соли, угольной пыли, сахара, киновари. Спички Шанселя загорались при соприкосновении спичечной головки с капелькой серной кислоты. Такие спички были неудобны и опасны. В солнечную

погоду спичку можно было зажечь с помощью линзы, а вот в пасмурную требовался флакончик с концентрированной серной кислотой. При зажигании спички брызги кислоты часто летели в разные стороны. «Дьявольские спички Джонса» или «Спички Прометея» - так называли спички Шанселя, которые усовершенствовал англичанин С. Джонс. У этих спичек головка состояла из стеклянного пузырька с серной кислотой, обмазанного смесью бертолетовой соли, сахара и клея. А чтобы зажечь спичку, надо было специальными щипцами раздавить пузырёк с кислотой.

В1812 году английский аптекарь Джон Уокер придумал «сухие» спички, которые зажигались трением о наждачную бумагу. Горючая смесь на спичках воспламенялась, рассыпая искры, лишь при усиленном трении и имела весьма неприятный запах.

Фосфорные спички появились в 1831 году. Они зажигались при трении о любую твёрдую поверхность, например, о подошву сапога. Изобрёл их юный французский химик Шарль Сориа. Но у него не было денег, чтобы получить патент. А через год подобные фосфорные спички создал немецкий химик Я. Каммерер. Фосфорные спички оказались очень опасными. Они вспыхивали от малейшего трения, даже от трения друг о друга в коробке, который мог лежать в кармане. Вот почему в те времена родился анекдот, в котором целая спичка говорит другой, обгоревшей: «Вот видишь, к чему приводит твоя скверная привычка чесать затылок!». Белый фосфор – вещество очень ядовитое. И всё же спички с белым фосфором стали очень популярными.

В 1837 году первая фабрика по производству фосфорных спичек появилась и в России, а уже через 10 лет работали около трёх десятков фабрик. Спички укладывались в жестяные, картонные или деревянные коробочки. Одна сторона коробочки была смазана клеем и посыпана мелким песком или толчёным стеклом. Русское название «спичка» происходит от слова «спица» - заострённая деревянная палочка, заноза. В старину спицами называли деревянные гвозди, которыми прибивали подошву к обуви. Первоначально спичками именовали так – «самогарные, зажигательные спички». В ноябре 1848 года вышел закон, разрешающий производство спичек только в Москве и Санкт-Петербурге и ограничивающий розничную продажу спичек. Их объявили причиной участившихся пожаров.

И вот в середине XIX века появляются безопасные спички. Их называли «шведские спички» в честь создателя – шведского учёного и предпринимателя Й. Лундстрема. Вместо ядовитого белого фосфора в спичках использовался безопасный красный, а также сера. В 1855 году «шведские спички» Лундстрема были удостоены медали на Всемирной выставке в Париже. У А. П. Чехова есть рассказ «Шведская спичка»,

написанный в 1884 году. В рассказе такая фраза: «К моим услугам шведская спичка, употребление которой ещё не знают здешние крестьяне. Употребляют этакие спички только помещики, и то не все». Безопасные спички стали очень популярными, и уже во второй половине XIX века во многих странах производство опасных фосфорных спичек было запрещено. На рубеже XIX–XX веков спичечные коробки украсили разнообразные картинки. Появились коллекционеры спичечных этикеток. Это увлечение называют филуменией, а коллекционеров – филуменистами. В 30-х годах XX века стали выпускать спички на картоне, которые помещались в картонный «конверт». Такие спички часто использовались для рекламы отелей, ресторанов, крупных торговых центров.

Коллекция спичечных коробков в фондах Славянского историко-краеведческого музея небольшая, но весьма интересная. Сувенирные спичечные наборы «Деревянное зодчество» с изображением русской деревянной архитектуры XVII – XVIII веков и «Керамика Скопина» из серии «Русские народные промыслы» являются образцами продукции 1980-х годов Балабановской спичечной фабрики и украшением музейной коллекции. Объединённые спичечные коробки в одной большой коробке формируют её по единому тематическому рисунку этикетки. Художественное оформление коробков и этикеток выполнено художником М.А. Маркиным. На внутренней стороне коробки помещена краткая информация по теме набора, которая является необходимым, нужным и очень удачным дополнением спичечного набора.

Сегодня в современных спичках используется более безопасный и сложный состав, производят и специальные спички: «охотничьи» - горящие на ветру, под дождём; сигнальные – горящие цветным пламенем; каминные – длинные, для разжигания каминов и др.

Конечно, спички – это не игрушка. Но для спичек нашлось и другое применение – из них строят… дома, корабли, копии памятников архитектуры.

Страница 40 из 186«363738394041424344»