Дар Прометея. История спички.

Дар Прометея. История спички.

Люди с незапамятных времён считали огонь священным даром. Как рассказывают нам античные мифы, могучий титан Прометей вопреки воле громовержца Зевса, верховного олимпийского бога, похитил с Олимпа огонь и передал его людям. Зевс жестоко покарал Прометея.

Использование огня – одно из величайших открытий в истории человечества. Трудно сказать, когда был разведён самый первый костёр. Наиболее ранние следы использования огня найдены в Восточной Африке, на стоянке Чесованджа. Их возраст – примерно 1,3 – 1,6 миллиона лет. И если сначала люди пользовались огнём, «посланным с небес», в виде молний, от которых начинались лесные пожары, то позже они сами научились добывать огонь.

На заре человечества существовало несколько способов получения огня. В основе их лежало трение или высекание искры. При добывании огня трением наши предки могли использовать круглую палочку, которую быстро вращали в углублении другой палочки или обрубка дерева, пока не начинали тлеть опилки или подложенный трут из сухого мха, бересты. Палочку могли вращать с помощью обёрнутой вокруг неё тетивы охотничьего лука.

Для высекания искры брали в одну руку кусок кремня, в другую – кресало. Нужен был и трут. Такой набор называется «огниво». Искры высекали ударами кресало о кремень. Огниво хранили в кожаных мешочках или коробочках. Сразу вспоминается сказка Г.Х. Андерсена «Огниво». Огниво широко использовали до конца XVIII – начала XIX века, пока в обиход не стали входить спички. И в наше время, когда мы чиркаем спичкой о коробок или щёлкаем зажигалкой, мы воспроизводим те же древнейшие действия – получаем огонь трением или высеканием искры.

История изобретения спичек весьма запутанна, над их созданием трудились учёные-химики многих стран. Может быть, эта история началась ещё в 1669 году, когда немецкий алхимик Х. Бранд, проводя опыты по созданию философского камня, получил светящееся в темноте вещество, названное позже фосфором. Или в 1680 году, когда ирландский физик и химик Р. Бойль покрыл лист бумаги фосфором, провёл по нему щепкой, покрытой серой, и вдруг вспыхнул огонь. Но спички родились позже…

В 1805 году французский химик Ж. Шансель изготовил, вероятно, самые первые спички. Они были мало похожи на современные: их головки состояли из смеси серы, бертолетовой соли, угольной пыли, сахара, киновари. Спички Шанселя загорались при соприкосновении спичечной головки с капелькой серной кислоты. Такие спички были неудобны и опасны. В солнечную

погоду спичку можно было зажечь с помощью линзы, а вот в пасмурную требовался флакончик с концентрированной серной кислотой. При зажигании спички брызги кислоты часто летели в разные стороны. «Дьявольские спички Джонса» или «Спички Прометея» - так называли спички Шанселя, которые усовершенствовал англичанин С. Джонс. У этих спичек головка состояла из стеклянного пузырька с серной кислотой, обмазанного смесью бертолетовой соли, сахара и клея. А чтобы зажечь спичку, надо было специальными щипцами раздавить пузырёк с кислотой.

В1812 году английский аптекарь Джон Уокер придумал «сухие» спички, которые зажигались трением о наждачную бумагу. Горючая смесь на спичках воспламенялась, рассыпая искры, лишь при усиленном трении и имела весьма неприятный запах.

Фосфорные спички появились в 1831 году. Они зажигались при трении о любую твёрдую поверхность, например, о подошву сапога. Изобрёл их юный французский химик Шарль Сориа. Но у него не было денег, чтобы получить патент. А через год подобные фосфорные спички создал немецкий химик Я. Каммерер. Фосфорные спички оказались очень опасными. Они вспыхивали от малейшего трения, даже от трения друг о друга в коробке, который мог лежать в кармане. Вот почему в те времена родился анекдот, в котором целая спичка говорит другой, обгоревшей: «Вот видишь, к чему приводит твоя скверная привычка чесать затылок!». Белый фосфор – вещество очень ядовитое. И всё же спички с белым фосфором стали очень популярными.

В 1837 году первая фабрика по производству фосфорных спичек появилась и в России, а уже через 10 лет работали около трёх десятков фабрик. Спички укладывались в жестяные, картонные или деревянные коробочки. Одна сторона коробочки была смазана клеем и посыпана мелким песком или толчёным стеклом. Русское название «спичка» происходит от слова «спица» - заострённая деревянная палочка, заноза. В старину спицами называли деревянные гвозди, которыми прибивали подошву к обуви. Первоначально спичками именовали так – «самогарные, зажигательные спички». В ноябре 1848 года вышел закон, разрешающий производство спичек только в Москве и Санкт-Петербурге и ограничивающий розничную продажу спичек. Их объявили причиной участившихся пожаров.

И вот в середине XIX века появляются безопасные спички. Их называли «шведские спички» в честь создателя – шведского учёного и предпринимателя Й. Лундстрема. Вместо ядовитого белого фосфора в спичках использовался безопасный красный, а также сера. В 1855 году «шведские спички» Лундстрема были удостоены медали на Всемирной выставке в Париже. У А. П. Чехова есть рассказ «Шведская спичка»,

написанный в 1884 году. В рассказе такая фраза: «К моим услугам шведская спичка, употребление которой ещё не знают здешние крестьяне. Употребляют этакие спички только помещики, и то не все». Безопасные спички стали очень популярными, и уже во второй половине XIX века во многих странах производство опасных фосфорных спичек было запрещено. На рубеже XIX–XX веков спичечные коробки украсили разнообразные картинки. Появились коллекционеры спичечных этикеток. Это увлечение называют филуменией, а коллекционеров – филуменистами. В 30-х годах XX века стали выпускать спички на картоне, которые помещались в картонный «конверт». Такие спички часто использовались для рекламы отелей, ресторанов, крупных торговых центров.

Коллекция спичечных коробков в фондах Славянского историко-краеведческого музея небольшая, но весьма интересная. Сувенирные спичечные наборы «Деревянное зодчество» с изображением русской деревянной архитектуры XVII – XVIII веков и «Керамика Скопина» из серии «Русские народные промыслы» являются образцами продукции 1980-х годов Балабановской спичечной фабрики и украшением музейной коллекции. Объединённые спичечные коробки в одной большой коробке формируют её по единому тематическому рисунку этикетки. Художественное оформление коробков и этикеток выполнено художником М.А. Маркиным. На внутренней стороне коробки помещена краткая информация по теме набора, которая является необходимым, нужным и очень удачным дополнением спичечного набора.

Сегодня в современных спичках используется более безопасный и сложный состав, производят и специальные спички: «охотничьи» - горящие на ветру, под дождём; сигнальные – горящие цветным пламенем; каминные – длинные, для разжигания каминов и др.

Конечно, спички – это не игрушка. Но для спичек нашлось и другое применение – из них строят… дома, корабли, копии памятников архитектуры.

В этом разделе