«Формирование читательских интересов в первых русских библиотеках» МАУК «Славянская МЦБ»

«Формирование читательских интересов в первых русских библиотеках» МАУК «Славянская МЦБ»

Продолжая наш ликбез и рассказ о первых русских библиотеках, хотим поведать, кто и как влиял на формирование книжных интересов древнерусского читателя.

В предыдущих постах мы выяснили, что подавляющее большинство книг – это богослужебная литература. Эти книги были востребованы, потому что большая часть населения – христиане, и значит, литургическая литература была необходима.

Более того, из текстов Лаврентьевской летописи и Изборника Святослава 1076 года видно, что чтение рассматривалось как спасительное для души занятие и ограничивалось, преимущественно, «божественными» книгами. Надо ли удивляться, что круг интересов читающих людей на Руси, начиная с установления христианства и вплоть до XVIII века, формировался под воздействием церкви с ее догматикой, нетерпимостью к науке, отсталыми представлениями о мироздании.

Уже в XI веке в чтении начинают видеть не только полезное, но и опасное занятие. В излишнем чтении духовенство находит опасность пробуждения собственной мысли, что не уживалось с догматами церкви. В Киевском Патерике (сборнике избранных изречений святых отцов, подвижников, или их житий) рассказывается о Никите Затворнике, которого бес соблазнил чтением книг.

Соответственно со временем стали появляться «отреченные» или «ложные» книги - апокрифы, попадание которых к читателям становилось нарушением. В большинстве своем они содержали рассказы на библейскую тематику. Официальной церковью такие книги были запрещены, поскольку не входили в канонический библейский текст и могли содержать вольные трактовки событий, описанных в Библии. Отсюда и название — «отреченные», буквально отвергнутые церковью. Одновременно появлялись и списки запрещенных книг.

За распространение таких произведений священника могли лишить сана, а обычного человека – отлучить от церкви. Но, как все запретное и таинственное, апокрифы обладали особой привлекательностью для самой широкой аудитории и были очень распространены. Почти в каждом боярском доме можно было найти отреченные книги. Нередко в укромных местах они хранились и в домах служителей церкви. Многие тексты из таких книг позднее вошли в разрешенные литературные произведения: жития святых, поучающие книги (измарагды), сборники похвальных речей для чтения во время церковных служб (торжественники). Например, много апокрифических моментов в известной проповеди XII века «Поучение Владимира Мономаха». В списках запрещенных книг находились пользовавшиеся на Руси большим распространением апокрифы: «По мукам хождение Богородицы» и «О Соломони цари и о китоврасе басни кощуны».

В Паисиевском сборнике XIV века к отреченным книгам отнесены: острономия (сборник астрологических замечаний о вступлении солнца в различные знаки зодиака, о влиянии планет на счастие новорожденных младенцев и др.), зездочетья, сонник, волховник (одна из самых древних книг с предсказаниями волхвов, с описанием методик их гаданий), птичие чарове, землемерье, чаромерье, зелейник, калядник, громник (заключает в себе различные, расположенные по месяцам предзнаменования (о состоянии погоды, о будущих урожая, болезнях, ратях и проч.), соединяемые с громом и землетрясением) и др.

В этом разделе