Интересное об известном. Один карандаш и сорок тысяч слов.

Интересное об известном. Один карандаш и сорок тысяч слов.

Цветными карандашами мы раскрашивали картинки в альбомах, карандашом старательно выводили свои первые буквы. Слово «карандаш» пришло к нам из восточных стран и в переводе с тюркского означает «чёрный камень». И хотя история знакомого нам простого карандаша начинается лишь с XVI века, у него много родственников, а точнее, предшественников.

Пожалуй, самый первый и древний родственник карандаша – обугленная на костре палка или просто уголёк. Они ведь не только пачкали руки, но и оставляли тёмный след на стенах пещеры, чем пользовались первобытные художники для создания своих картин. Одним из прообразов современного карандаша можно назвать заострённый с обоих концов прутик, который обмазывали глиной и обжигали на огне, пока он не превращался в древесный уголь. Палочками древесного угля рисовали древние греки и римляне, делали наброски художники античного мира. Позже, примерно в XIII веке, в обиход вошли свинцовые «карандаши» - свинцовые палочки, или штифты. Интересно, что в немецком языке слово, означающее карандаш, переводится как «свинцовый стержень, штифт». Этот «карандаш» помещали в металлическую или кожаную оправу. На бумаге свинцовый «карандаш» оставлял светло-серые, пусть и не очень яркие, но довольно чёткие следы, которые легко можно было стереть… хлебным мякишем. Резинок-ластиков тогда ещё не было. Существовали в те же времена и серебряные «карандаши». Так называли заострённый серебряный стерженёк или проволочку, которую припаивали к ручке и хранили в специальном футляре. Серебряные «карандаши» стоили дорого, и не каждый мог их себе позволить. След такого карандаша был лучше, чем у свинцового, чёткий и более тёмный. Но требовалось особое мастерство, ведь стереть, исправить рисунок уже было невозможно. Серебряными «карандашами» в эпоху Возрождения работали многие известные художники – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Альбрехт Дюрер и другие. Рисунок вначале был голубовато-синего цвета, но постепенно, в результате окисления, приобретал тёплый коричневый оттенок.

В XIV веке в Италии стали использовать горную породу – глинистый чёрный сланец или «чёрный мел», который добывали в Пьемонте. «Итальянские карандаши» изготовляли из кусков чёрного сланца, а позже из прессованного в стержень порошка из сажи жжёной кости с добавлением растительного клея. Такой карандаш давал чёрный, бархатистый цвет, легко растушёвывался на бумаге, создавая эффект светотени. Современные

художники продолжают пользоваться «итальянским карандашом», правда, состав его несколько изменился и усложнился. Говорят, что во Франции насчитывается более трёх тысяч различных соусов. Но этот «соус», изобретённый в XV веке, не имеет к кулинарии никакого отношения. «Соус» или «французский карандаш» - это смесь сажи, угольного порошка и клея. «Соусом» также пользуются современные художники.

И вот наступил XVI век, год 1565-й, когда в Англии, в графстве Камберленд, после бури под корнями упавшего столетнего дуба пастухи нашли необычные чёрные камни. Они оставляли чёрные следы на руках, на ткани и на бумаге. Это был графит. Вскоре из графита стали делать заострённые палочки для рисования, а чтобы удобно было держать в руке графитовый стержень, его зажимали между дощечками, обёртывали бумагой, плотно обматывали бечёвкой или помещали в красивые футляры. Такие первые графитовые карандаши быстро вошли в моду и высоко ценились, несмотря на то, что карандашный грифель из чистого графита был хрупким и легко ломался. Открытое месторождение графита считалось единственным в мире, поэтому его использовали очень экономно, опасаясь быстрого истощения этого ценного минерала. По указу властей графит, под страхом смерти, разрешалось добывать только шесть недель в году и запрещалось вывозить из страны. Ведь графиту нашли применение и в военном деле – его добавляли при изготовлении жаропрочных тиглей, в которых отливали ядра.

«Посуда бьётся к счастью!» - так иногда говорят, когда кто-то неловко уронит чашку на пол. Но бывает, что разбитая чашка помогает сделать открытие. Как гласит легенда, в 1790 году австрийский владелец фабрики по производству посуды в Чехии, Йозеф Гартмут обратил внимание на то, что осколок разбитой чашки оставил на бумаге тёмный след. Значит, в глине, из которой была изготовлена чашка, содержится графит! Проведя много опытов, Гартмут изготовил прочный грифель для карандашей из смеси порошка графита с глиной и водой. Для прочности смесь обжигали в печи. Своё изобретение Гартмут назвал «кохинор», что значит «не имеющий себе равных». Несколько позже, независимо от Гартмута, французский художник, учёный и изобретатель Никола Жак Конте придумал смешивать порошок из графита с глиной, крахмалом, сажей. Эту смесь также обжигали в печи и получали прочный карандашный грифель. Изменяя пропорции смеси, можно было получать карандаши различной степени твёрдости. В 1851 году граф Лотар фон Фабер, владелец фабрики по производству карандашей, предложил делать карандаши с шестью гранями, которые в отличие от круглых, не скатываются со стола, их удобно держать. Интересно, что в 1856

году Лотар фон Фабер получил право добывать высочайшего качества графит в нашей стране, в Сибири.

Так рождался знакомый нам простой карандаш. В некоторых современных карандашах деревянная оболочка заменена пластиком и вместо глины используются различные полимеры. А вот цветные карандаши появились сравнительно недавно, лишь в XX веке. Побывал карандаш и в космосе. Юрий Гагарин, первый человек, совершивший космический полёт, вёл свои записи карандашом.

А знаете ли вы, что обычным карандашом средней твёрдости можно провести линию длиной 56 километров и написать более сорока тысяч слов? А одна буква, написанная карандашом, весит примерно 0,00033 грамма?

В этом разделе