«Выдача книг в первых русских библиотеках» МАУК «Славянская МЦБ»

«Выдача книг в первых русских библиотеках» МАУК «Славянская МЦБ»

При первом знакомстве с древнерусскими библиотеками возникает впечатление, что они были местом консервации фондов и выдача книг была им не свойственна. Иногда складывалась тенденция – не книга для читателя, а библиотека для изоляции книги. Но это не совсем так.

Уже на заре русского книжного просвещения выдача книг официально предписывалась монастырскими правилами. Монастырская библиотека того времени соединяла в себе три основные функции: хранение книг; создание книг(в монастырях книги не только создавались, но и переписывались, а также велось систематическое летописание); выдача книг. Студийский устав (набор правил и указаний, определявший порядок служб и регламентировавший использование основных богослужебных книг, XI в.) точно регламентировал организацию книжной выдачи: «В которые дни имеем свободу от телесных дел, ударяет библиотекарь в дерево (било, подвешенная доска) однажды и собирается братия в библиотеку и берет каждый книгу и читает до вечера, … опять ударяет библиотекарь однажды, и все приходят и возвращают книги по записи. Кто же умедлит возвратить книгу, да подвергнется епитимии».

О выдачной работе старорусских библиотек свидетельствуют документы имущественных ревизий и некоторые книжные записи. Источники неполные, но бесспорно достоверные.

На кого работали монастырские библиотеки? Конечно, это прежде всего церковники разного сана и положения. Например, среди братии тверского Савина монастыря славился своей начитанностью старец Варсонофий, по прозвищу Неумой. Брали библиотечные книги и рядовые монахи. Иосифо-Волоколамская библиотека в 1545 году раздала по кельям 63 «Евангелия». К монастырским библиотекам обращались и миряне в силу скудости домашних книг. В XVI веке князь Андрей Курбский брал книги из Псково-Печерского монастыря. В кремлевском  Чудовом монастыре на «Псалтыри следованной» нанесена вереница надписей, и последняя из них, от XVII в., гласит кратко: «Государя царевича». Это означает, что из монастырской библиотеки нужные пособия выдавались даже для обучения царских детей.

Выдача книг не ограничивалась единичными томами, иногда расширяясь до крупных размеров. Так, патриарх Никон, уже снявшийся с патриаршества и заточенный в Ферапонтов монастырь, заказывал из близлежащего Кирилло-Белозерского монастыря большие партии книг, Любитель чтения, Никон часто менял использованную партию на новую.

Для чего брались книги? Библиотеки церковные выдавали книги преимущественно для переписывания и литургического их использования. Библиотеки гражданские, в большинстве частные, служили целям чтения в прямом смысле. Гражданские – это, как правило, учрежденческие библиотеки: библиотека Посольского приказа, библиотека Печатного двора. О частных библиотеках того времени не так много свидетельств. Тем драгоценнее оказывается найденное в Новгороде берестяное письмо от середины XIV в.: «Поклонно от Якова куму другу Максиму… Да пришли ми цтения доброго». Речь может идти не о религиозной книге, а о развлекательной. Выдача из домашних библиотек являлась делом обыденным и регистрировалась редко, случайно. Чем знатнее положение занимал владелец и чем крупнее у него была библиотека, тем больше сохранилось следов о выдаче из нее книг.

Книговыдача не ограничивалась территориально: книги отпускались в другие селения и области. Более того, библиотеки и любители чтения, находясь в разных местах, общались между собой, пересылая и обменивая книги.

В заключении хочется отметить, что в первых русских библиотеках регистрировались новые поступления и движение книжного фонда, существовала и выдачная регистрация и расписка в получении книги, и, чего греха таить, читательская недобросовестность: взятые книги возвращались с опозданием или не возвращались вовсе, книги воровали, повреждали, что доставляло немало забот.

В этом разделе