«Забытый ученик неизвестного учителя: жизнь и творчество кубанского художника-графика Александра Романовича Мазина»

«Забытый ученик неизвестного учителя: жизнь и творчество кубанского художника-графика Александра Романовича Мазина»

Александр Романович Мазин родился 12 сентября (по другим сведениям 13 сентября) 1909 г. в станице Славянской, в семье столяра-краснодеревщика Романа Демьяновича Мазина. Александр был старшим из троих сыновей в семье. Одаренность Александра проявилась с детства. Тяга к рисованию у мальчика с годами переросла в страсть. Он уже не мыслил себя без карандаша и кисти в руках. Родители замечали склонность Александра к рисованию и всячески поощряли это занятие, чем вызывали немалую ревность у младших сыновей.

Способности к гуманитарным наукам, обнаруженные во время посещения школы-семилетки станицы Славянской, только распаляли мечту Александра стать художником, а навыки столярного ремесла, привитые отцом, пригодились ему на строительстве Славянского хлопкоочистительного завода, где после окончания школы, в конце 1920-х - начале 1930-х гг. он работал в качестве рабочего-строителя.

Однако желание рисовать не покидало Мазина, и он написал письмо в Ленинград, в Институт пролетарского изобразительного искусства (бывший ВХУТЕИН). Вместе с ним он отправил на рецензию несколько своих рисунков, в том числе и общий вид хлопкоочистительного завода.

И вот его мечта Александра сбылась. Он поступает в институт. Трудному мастерству художника ему посчастливилось учиться у замечательного акварелиста, исследователя церковного искусства Западной Грузии, профессора Алексея Петровича Эйснера. Большое влияние на становление Мазина как художника оказала также Анна Петровна Остроумова-Лебедева, отмечавшая исключительный талант Мазина и называвшая художника своим «заочным учеником».

Будучи студентом, свой выбор Александр Романович остановил на одном из сложнейших видов изобразительного искусства – гравюре. Всю свою жизнь он был верен избранному пути и не расставался с резцом и кистью.

После окончания академии Мазин вернулся на Кубань, в станицу Славянскую, ставшую для него живительным источником творческого вдохновения, красоту которой он не раз подчеркивал в своих работах: «На реке Протоке», «Сад-Гигант», «Памятник Таманской Красной армии», «Сбор яблок в совхозе «Сад-Гигант».

В годы Великой Отечественной войны он не принятый на фронт по состоянию здоровья (язвенная болезнь желудка) продолжал работать

директором Дома культуры. Будучи большим любителем и тонким знатоком кубанского фольклора, он создал при ДК коллектив самодеятельных артистов, дававших концерты и игравших спектакли. В этих спектаклях Александр Романович принимал активное участие не только в качестве режиссера, но и как артист. Вырученные от концертов и спектаклей деньги коллектив собирал на боевой самолет.

В это же время Александр Мазин познакомился со своей будущей женой, учительницей начальных классов Елизаветой Ивановной Лариной, матерью троих детей. Они вместе играли в спектаклях, выступали на эстрадных подмостках. Не имея своих детей, Александр Мазин окружил отеческой заботой и любовью приемных. Помогал им встать «на ноги» в трудное послевоенное время и получить образование.

В начале 60-х годов Александра Романовича принимают в Союз художников СССР. Художником создано более 100 оригинальных линогравюр, которые были закуплены многими художественными музеями СССР. Работы Мазина участвовали во многих союзных и зарубежных выставках, публиковались в журналах, по сюжетам художника печатались праздничные открытки.

Александр Романович Мазин обладал широким кругозором, отличной памятью и был замечательным рассказчиком. Он знал наизусть практически все произведения М. Зощенко и вечерами в кругу семьи пересказывал их «в лицах». На таких семейных посиделках читался наизусть и запрещенный Сергей Есенин.

Дети с нетерпением ожидали следующего вечера, когда вся семья соберется в одной комнате и Александр Романович начнет читать стихи или рассказывать очередное произведение. Так детям открывался литературный мир взрослых.

Александр Мазин имел много друзей в Москве и Ленинграде, в среде художников он был уважаем, хотя по характеру замкнут и «на людях» немногословен. Он запомнился всем большим жизнелюбом. Но последние годы жизни художника были омрачены болезнью (два инсульта с перерывом в 11 месяцев, а между ними — парализация). Александр Мазин ушел из жизни 28 апреля 1973 г., на Пасху. Он похоронен в Славянске-на-Кубани, на кладбище рядом со Свято-Успенским храмом.

Сегодня работы художника являются украшением многих музейных и частных коллекций нашей страны и зарубежья.

Видео можно посмотреть здесь

В этом разделе