«Шахматы – волшебная игра»

«Шахматы – волшебная игра»

Шахматы – волшебная игра. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Кроме этого, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

За годы работы ДЮСШ «Белая ладья» воспитала 4 Международных мастера спорта, 5 Мастеров ФИДЕ, 51 КМС, более 300 перворазрядников.

В настоящее время в ДЮСШ «Белая ладья» учатся талантливые дети, которые успешно выступают за честь города и района на краевых соревнованиях, и за честь Краснодарского края в соревнованиях Южного Федерального округа России, Европы.

ДЮСШ «Белая ладья» осуществляет свою деятельность по дополнительным образовательным программам физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленностей в отделениях шахмат, шашек, туризма.

В рамках заседания клуба «Встреча» для детей, состоящих на различных видах учета, Славянский историко-краеведческий музей подготовил видеоролик о шахматном клубе «Белая Ладья».

Видео можно посмотреть здесь

Онлайн-презентация новой книги из краеведческого фонда «Рубеж воинской доблести. Пашковская переправа» МАУК «Славянская МЦБ»

Онлайн-презентация новой книги из краеведческого фонда «Рубеж воинской доблести. Пашковская переправа» МАУК «Славянская МЦБ»

В преддверии Дня освобождения г. Краснодара от немецко-фашистских захватчиков, представляем второй выпуск онлайн-презентации книжных новинок, поступивших в краеведческий фонд Славянской межпоселенческой центральной библиотеки.  В сегодняшней презентации рассказываем о новой книге «Рубеж воинской доблести». Пашковская переправа», посвященной событиям на Пашковской переправе в августе 1942 года, которые стали одним из символов Краснодара во время Великой Отечественной войны. В книге освещены трагические страницы военной истории сквозь воспоминания и фотографии участников обороны понтонной переправы. Данное издание призвано сохранить в памяти современников рубеж воинской доблести и славы. Это дань памяти о тех, кто отдал свою жизнь ради мира и счастья будущих поколений.

Видео можно посмотреть здесь

«Мы желаем счастья вам» Из цикла «Стихов связующая нить» МАУК «Славянская МЦБ»

«Мы желаем счастья вам»  Из цикла «Стихов связующая нить» МАУК «Славянская МЦБ»

Стихи Шаферана - будь это прекрасная песня о родной земле «Гляжу в озера синие», или непритязательная, ставшая поистине народной «Зачем вы, девочки, красивых любите?», или искрящаяся юмором «Песенка первоклассника - всегда отличаются безупречным вкусом, теплотой, задушевностью. Доверительность, искренность песенных текстов, как будто автор обращается к лучшему другу, принесли ему долголетнее признание публики. Вечные темы человеческих взаимоотношений: любовь, преданность, нежность, патриотизм делают его песни актуальными и в наше время, когда испытывается дефицит этих понятий. Шаферана нет, но его песни живы.

Видео можно посмотреть здесь

«Погиб поэт» Поэтическая видео-зарисовка к 185-летию со дня дуэли и смерти А. С. Пушкина, а также со времени написания стихотворения «Смерть поэта М. Ю. Лермонтова МАУК «Славянская МЦБ»

«Погиб поэт»  Поэтическая видео-зарисовка  к 185-летию со дня дуэли и смерти А. С. Пушкина,  а также со времени написания стихотворения  «Смерть поэта М. Ю. Лермонтова МАУК «Славянская МЦБ»

«Встал весело в 8 часов — после чаю много писал — часу до 11-го. С 11 обед. — Ходил по комнате необыкновенно весело, пел песни — потом увидел в окно Данзаса (прим.: секундант), в дверях встретил радостно. — Вошли в кабинет, запер дверь. — Через несколько минут послал за пистолетами. — По отъезде Данзаса начал одеваться; вымылся весь, все чистое; велел подать бекешь; вышел на лестницу, — возвратился, — велел подать в кабинет большую шубу и пошел пешком до извощика. — Это было ровно в 1 ч». Так писал Василий Андреевич Жуковский о последнем дне Александра Сергеевича Пушкина. Это было 185 лет назад – 8 февраля (27 января по старому стилю) 1837 года.

10 февраля (29 января по старому стилю) от раны, полученной на дуэли, поэт скончался. Поводом к дуэли послужил анонимный пасквиль, оскорбительный для чести жены Пушкина Натальи (урожденной Гончаровой) и его самого.

         11 февраля (30 января по старому стилю), на следующий день после смерти в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду» (газете военного министерства) в кратком извещении было сказано: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января 2 ч 45 м пополудни». Слова эти, как будет доказано много лет спустя, принадлежат Владимиру Одоевскому.

         Потрясенный этим событием и отношением к нему русского общества, Михаил Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», которое по словам И. С. Чистова «…занимает в истории отечественной литературы особое место: это наиболее ранняя по времени и несравненная по поэтической силе обобщающая оценка исторического, всенародного значения Пушкина, его «дивного гения» для России, и в этом смысле выдающийся акт общественного, национального самосознания».

Видео можно посмотреть здесь

«О чем расскажешь нам, земля родная» МАУК «Славянская МЦБ»

«О чем расскажешь нам, земля родная»  МАУК «Славянская МЦБ»

30 июня 2011 года в Славянском  историко-краеведческом музее состоялась встреча единомышленников, любителей истории родного края. Обсуждались вопросы сохранения и популяризации культурного наследия.  В этот день родилась идея  создания общества любителей истории и краеведения Славянского района, сайта slavhistori.ru и историко-краеведческого альманаха «Копыл».

         В альманахе «Копыл» находится место для научных статей ученых, очерков литераторов, воспоминаний  известных славянцев.

Видео можно посмотреть здесь

«Книги самые-самые зимние» МАУК «Славянская МЦБ»

«Книги самые-самые зимние» МАУК «Славянская МЦБ»

Зима – самое волшебное время года, когда хочется завернуться в плед, сесть в удобнейшее кресло, спрятать ноги в носки с изображением оленей и заварить чашечку ароматного чая. Это время праздничного и одновременно таинственного сияния свечей, ламп, фонарей и гирлянд.  Время, когда все мы становимся чуточку добрее и немного впадаем в детство, создавая для себя атмосферу уюта, тепла, нежности и заботы. И не важно, что за окном – снег или дождь - это время года - рай для книголюба. Время включить лампу под теплым абажуром и погрузиться в мир самых-самых зимних книг. Мы приготовили обзор книг с зимней атмосферой. Они разные: романтичные, таинственные, детективные и мистические. На любой вкус. Вы можете добавить к нашему списку свои любимые зимние книги.

Видео можно посмотреть здесь

«Пушкинская площадь» МАУК «Славянская МЦБ»

«Пушкинская площадь» МАУК «Славянская МЦБ»

Памятная дата 10 февраля (29 января по старому стилю) трагична для всего российского народа, ведь в этот день 185 лет назад (в 1837 году)  скончался  Александр Сергеевич.

Пушкин – величайший русский писатель и поэт, имя и творчество которого широко известно во всем мире. Было ему всего 37 лет, и скончался Пушкин от смертельного ранения, которое получил во время дуэли с Дантесом. За свою недолгую жизнь он написал множество выдающихся литературных произведений, оказавших влияние на русскую культуру и общество.  На протяжении двух последних веков образ Пушкина, его творчество вновь и вновь вдохновляют поэтов и писателей на создание произведений разных жанров, а это значит, что культурное наследие великого поэта навечно останется с нами.

         На Кубани бережно хранят память о пребывании здесь Пушкина, его именем названы улицы, площади, учреждения. В 1999 году к 200-летнему юбилею Пушкина в Краснодаре поставлен памятник, и мы сразу узнаем Поэта и гордимся: это наш Пушкин, кубанский, казачий. На площадь, к памятнику поэта приходят новые поколения почитателей Пушкина – набраться добра и мудрости, целительного тепла и душевных сил.

С большой любовью о Пушкине пишет кубанский поэт Обойщиков Кронид Александрович. Памяти Пушкина посвящено стихотворение Обойщикова «Площадь Пушкина».

Кронид Обойщиков

Пушкинская площадь

Где Красной улицы начало,

Там в хороводе вечных Муз

Собою площадь увенчала

Искусств торжественный союз.

Музей картин, библиотека,

Кубанский хор, дом Бурсака

Сошлись по воле человека

На все грядущие века

Еще здесь есть музей-квартира,

И в ней навек сохранены

Погибшие во имя мира

Петра Игнатова сыны.

О, эта площадь золотая,

Отдохновения привал.

Здесь имя Пушкина витает,

Здесь он взошел на пьедестал.

К нему приходим мы с тобою

Припомнить юные слова.

И над курчавой головою

Шумит зеленая листва.

Видео можно посмотреть здесь

«Подари книгу библиотеке!»

«Подари книгу библиотеке!»

Лучший подарок для библиотеки, конечно, книга.

В библиотеках Славянского района в 2022 году проходит акция «Подари книгу библиотеке!».

Если у вас дома есть прочитанные книги в хорошем состоянии – вы можете подарить их библиотеке.
Библиотека с благодарностью примет литературу, а ваши книги получат вторую жизнь и еще не раз доставят удовольствие нашему читателю.

Данная акция позволяет библиотекам пополнить фонд необходимой литературой.

 

         По всем интересующим вопросам обращаться по телефону:

8(86146) 3-29-30

(Славянская межпоселенческая центральная библиотека)

«Особенности климата»

«Особенности климата»

Географическое положение Азовского моря создает на его побережье определенные климатические условия. Климат Восточного Приазовья умеренно-континентальный с мягким зимним периодом. Многолетние наблюдения указывают, что зима начинается примерно в первой декаде декабря. Самым холодным месяцем в континентальном периоде – январь, когда температура опускается ниже 0°С и достигает отрицательных значений -3°С, -5°С.

Самые теплые месяцы – июль и август. Для них характерны высокие температуры от +28°С до +40°С. Самым комфортным теплым месяцем является июнь с температурами от +23°С до +25°С. Благодаря малой глубине, море быстро прогревается и достигает комфортных температур. Уже в конце мая температура вод Азовского моря доходит до +22°С. В середине летнего сезона температура воды достигает своего максимума (+30°С). Остывает морская вода также быстро. В середине сентября температура Азовского моря опускается до +17°С.

В теплое время выпадает большое количество осадков, а это 200-300 мм. Всего же количество атмосферных осадков на восточном побережье моря равно 500 мм в год. Для сравнения, на западном выпадает гораздо меньше – около 300 мм. Летние осадки часто сопровождаются грозами и сильными ветрами. Реже мощные ливни сопровождаются градом и смерчами.

Славянский историко-краеведческий музей предлагает Вашему вниманию видеоролик «Особенности климата» в рамках цикла лекций об Азовском море. Посмотрев его, Вы узнаете, чем обусловлен климат Восточного Приазовья, сколько часов в году стоит солнечная погода, и с какой скоростью здесь дуют ветра.

Видео можно посмотреть здесь

И НА СТОЛЕ, И НА ГОРЕ

И НА СТОЛЕ, И НА ГОРЕ

Что может быть веселей, чем скатиться зимой со снежной горки на санках? У саней древняя история, уходящая своими корнями в далёкое прошлое. Слово «сани» славянского происхождения от «сань» — полоз, змея. В основе конструкции саней с давних времён лежали два полоза — длинные деревянные брусья, красиво загнутые вверх. Полозья делали из молодых деревьев дуба, вяза, березы, клена.

Сани издавна являлись преимущественно зимним транспортом. Они были предметом первой необходимости в каждой крестьянской семье. Грузовые сани использовали для перевозки дров, сена, соломы, снопов. Выездные сани были необходимы для поездок в гости, на ярмарку, для катания на масленицу, во время свадеб и похорон. Наличие выездных саней в семье рассматривалось как свидетельство ее зажиточности. По саням можно было определить степень знатности их владельца.

Во все времена в России с холодными снежными зимами сани, запряженные упряжкой лошадей, оленей, быков или даже собак, были не только удобным транспортом, но и забавой. Катание на санях, запряженных тройкой лошадей, и катание на санях с гор стали любимым народным развлечением. Сани также были важной частью многих обрядов. Именно в санях невеста ехала в церковь, в них же она отправлялась в новый дом — уже вместе с мужем. Молодожены как минимум один раз должны были скатиться с горы на санках. Сани были неизменным атрибутом главного зимнего праздника – Масленицы. После Масленичной недели зимние забавы, в том числе катания на санках с горы, конечно же, не прекращались. А с наступлением весны детские санки вешали на стену в сенях, до следующей снежной зимы.

Сани изображены на картинах художников, на открытках. Как средство передвижения сани упоминаются во многих сказках. Именно на санях Дед Мороз развозит новогодние подарки, объезжая всех, кто его ждет. В наше время довольно редко можно встретить сани на улицах города, хотя ни одно праздничное новогоднее гуляние без них не обходится.

В Славянском историко-краеведческом музее среди многих предметов, связанных с Новым годом, Вы также сможете увидеть редчайшую версию использования саней в быту. Удивительно, но эти сани – не транспортное средство, а предмет сервировки стола с давней историей. Керамическая хлебница в форме санок была изготовлена в 1910 году. Сами сани стилизованы под дерево и покрыты прозрачной глазурью. Долгое время эта хлебница-сани была семейной реликвией. Еще в первой половине прошлого века жительница станицы Славянской Алексеева Мария Терентьевна получила от своей мамы этот необычный свадебный подарок, который всегда служил украшением семейного стола. А в 1981 году М.Т. Алексеева передала сани в музей. С тех пор более 40 лет они являются музейным экспонатом.

«Дети суровой войны» МАУК «Славянская МЦБ»

«Дети суровой войны» МАУК «Славянская МЦБ»

8 февраля – во всём мире отмечают День памяти юного героя-антифашиста. У войны недетское лицо – это знают все. Но многим ли известно, сколько раз пересекались дети и война?

В России 8 февраля вспоминают советских мальчишек и девчонок, которые плечом к плечу со взрослыми встали на защиту страны во времена Великой Отечественной войны. Их было так много, этих юных героев, что память не смогла сохранить все имена. Известные и неизвестные маленькие герои Великой войны, они тысячами сражались и гибли на фронтах и в оккупации. Они взрывали мосты, колонны с фашистской бронетехникой, закрывали своей грудью боевых товарищей.

Горечь сжигает наши сердца от сознания того, как коротки были их жизни, как нелепо умирать в 14 лет, так и не успев повзрослеть. Кажется, нигде в мировой истории не зафиксировано такого массового героизма детей и подростков, как в Советской России во время Великой Отечественной войны.

Видео можно посмотреть здесь

«Не дети – солдаты той грозный поры» МАУК «Славянская МЦБ»

«Не дети – солдаты той грозный поры» МАУК «Славянская МЦБ»

8 февраля, в День юного героя-антифашиста, мы вспоминаем маленьких героев, которые вместе со взрослыми встали на защиту своей страны.

         До войны это были самые обыкновенные ребята: они учились и помогали старшим, смеялись и веселились, играли и разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришёл час – и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце. Обычные мальчишки и девчонки, «сыновья полка», пионеры-герои - они служили связными и разведчиками, писали и расклеивали листовки, работали в цехах заводов и на колхозных полях. А когда нужно - брали в руки оружие и сражались наравне со старшими.

Видео можно посмотреть здесь

«В стране весёлого детства» МАУК «Славянская МЦБ»

«В стране весёлого детства»  МАУК «Славянская МЦБ»

Накануне дня рождения детской поэтессы Агнии Барто библиотека предлагает вам, ребята, вспомнить, либо впервые узнать о её жизни и творчестве. Сама Агния Львовна признавалась, что никогда себя не ощущала «детским писателем». Поэтесса считала, что «детское стихотворение» всегда обращено и к взрослому. «Ребятам я говорю, что пишу для них из «хитрости», ведь они обязательно вырастут, а стихи запомнят и ещё своим детям потом их прочтут, вот стихи и проживут долго».

Видео можно посмотреть здесь

«Поэтическая страница февраля. Дмитрий Кедрин» МАУК «Славянская МЦБ»

«Поэтическая страница февраля. Дмитрий Кедрин»  МАУК «Славянская МЦБ»

Представьте себе мужчину тоненького, изящного, невысокого, с добрыми карими глазами за толстыми линзами очков в роговой оправе, волнистыми светло-каштановыми волосами, откинутыми на левый висок, и мягким приятным грудным голосом; к тому же он вежлив, скромен, интеллигентен, деликатен и образован, но мнителен и раним, отрешён от окружающей жизни и совершенно беспомощен в быту. А самое главное – безмерно талантлив как поэт. Это – Дмитрий Кедрин. 4 февраля – 115 лет со дня его рождения.

Существуют две тайны, связанные с именем поэта – тайна рождения и тайна смерти.

Женщина, которую он считал матерью, была его тётушкой; фамилия, которую он носил, принадлежала его дядюшке; дедом по материнской линии был вельможный пан Иван Иванович Руто-Рутенко-Рутницкий, проигравший своё родовое имение в карты.

Дмитрий Кедрин, поэт, которым зачитывались в 60-70-е года прошлого века и почти не помнят сегодня, прожил недолгую жизнь – всего 38 лет, и погиб на 132-й день после Победы, во вторник, 18 сентября 1945 года. Что произошло с ним - до сих пор неизвестно. Поэт жил в Черкизово, под Москвой, поехал в город за гонораром и лекарствами для заболевшей жены. Завершив дела, должен был отправиться домой с Ярославского вокзала, но оказался в электричке, идущей с Казанского. Случайные прохожие обнаружили его утром следующего дня у железнодорожной насыпи близ станции Вешняки - избитым и без сознания. По дороге в больницу один из самых чистых, добрых, образованных и талантливых русских поэтов ХХ века скончался.

***

Всё мне мерещится поле с гречихою,

В маленьком доме сирень на окне,

Ясное-ясное, тихое-тихое

Летнее утро мерещится мне.

 

 Мне вспоминается кляча чубарая,

Аист на крыше, скирды на гумне,

Тёмная-тёмная, старая-старая

Церковка наша мерещится мне.

 

 Чудится мне, будто песню печальную

Мать надо мною поёт в полусне,

Узкая-узкая, дальняя-дальняя

В поле дорога мерещится мне.

 

Где ж этот дом с оторвавшейся ставнею,

Комната с пёстрым ковром на стене?

Милое-милое, давнее-давнее

Детство мое вспоминается мне.

Видео можно посмотреть здесь

«Адрес почта полевая»

«Адрес почта полевая»

Среди различных документов военных лет в фондах Славянского историко-краеведческого музея есть документы особого рода – это письма. Письма с фронта и письма на фронт. Тех, кто читал эти весточки домой, сегодня невольно поражает одна присущая им особенность: «Простая, правда». Фронтовые письма действительно очень просты, очень жизненны, особенно для строк, написанных в непростое, тяжелое время.

Внимательно вчитываясь в строки писем, написанные наскоро в промежутках между тяжелыми боями, в окопах, блиндажах при свете коптилки, на койках фронтовых медсанбатов, понимаешь, что здесь всё: забота, переживания, боль утраты и, конечно же, любовь. Каждая строка «треугольника» искренна. Тот, кто писал их, надеялся, что письма не затеряются по пути и родные получат весточку с фронта.

Но, к сожалению, время берет свое. Пожелтели зачитанные, залитые слезами листки треугольники со штемпелями полевой почты. Поистерся карандаш, высохли чернила, но не сотрется из памяти тот факт, что каждой строчкой фронтового треугольника стоит человек. Не будет преувеличением сказать, что фронтовые письма имеют бесспорное право встать в один ряд с трудами военных историков, воспоминаниями маршалов и генералов, книгами маститых литераторов. Эти бесценные человеческие документы оживляют суровую правду о войне.

Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, твердая вера в Победу.

В рамках заседания клуба «Истоки» для учащихся, состоящих на различных видах учета, Славянский историко-краеведческий музей подготовил видеоролик «Адрес почта полевая» с использованием документов и писем военных лет периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. из фондов музея.

Видео можно посмотреть здесь

«Помним. Гордимся. Благодарим»

«Помним. Гордимся. Благодарим»

Великая Отечественная война – значимое событие в истории народов всего Советского Союза. Именно сила духа людей разных национальностей, которые населяли CCCР, объединила их для борьбы, пожалуй, с самым страшным врагом новейшего времени.

Славянский район на себе испытал все тягости военного времени: захват и расстрел заложников, грабежи и насилие, угон мирного населения в Германию, каторжные работы под ударами плеток, поэтому память о Великой Отечественной войне у жителей района имеет свой символический ряд и свои особенности. Ее пропагандистами стали военнослужащие и переселенцы – непосредственные участники или свидетели этих трагических и героических событий. На сегодняшний день в районе проживает уже четвертое поколение коренных славянцев, которые на генном уровне ощущают себя наследниками поколения победителей.

В Славянском историко-краеведческом музее в зале «Великая Отечественная война» собран материал о Великой Отечественной войне: документы, награды, фотографии, военные письма с фронта, информационные стенды. Сотрудники музея стремились передать несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине. Посещение Славянского историко-краеведческого музея неизменно оставляет глубокие впечатления, настраивает посетителя на особый лад, когда уместно только уважение к памяти громадного числа людей, отдавших жизни за свободу своей страны.

Славянский историко-краеведческий музей для учащихся, состоящих на различных видах учета, подготовил онлайн экскурсию по залу «Великая Отечественная война» «Помним. Гордимся. Благодарим».

«Экскурсионные туристические маршруты Славянского района» МАУК «Славянская МЦБ»

«Экскурсионные туристические маршруты Славянского района» МАУК «Славянская МЦБ»

О каких достопримечательностях вы бы рассказали людям, впервые посетившим наш город и район?

Для того, чтобы в этом вопросе не возникало трудностей, членами общества любителей истории и краеведения нашего города была осуществлена работа по подготовке и выпуску «Туристической карты г. Славянск-на-Кубани и Славянский район», а позже и туристического путеводителя «г. Славянск-на-Кубани и Славянский район». Выходу изданий предшествовали пять лет кропотливой работы.

В туристической карте района в единую сеть связаны памятники и памятные места, храмы, места охоты и рыбалки, природные достопримечательности, ареалы редких животных и птиц. Карта снабжена подробной справочной информацией, необходимой для туристов, путешествующих самостоятельно. В путеводитель вошла общая историческая информация о районе, городском и сельских поселениях, о храмах, памятниках, музеях, охоте и рыбалке, природных достопримечательностях.

Авторы-составители путеводителя Дмитрий Александрович Решмет, кандидат исторических наук, и Александр Алексеевич Гожко, кандидат биологических наук, отмечают, что путеводитель и карта станут незаменимыми помощниками и верными спутниками для каждого, кто начинает своё знакомство со Славянским районом. А местным жителям издания позволят по-новому взглянуть на свою малую родину, ведь порой самое удивительное и неожиданное оказывается рядом.

Путеводитель и карта переданы в фонды библиотек города и района.

Этой публикацией мы начинаем районный краеведческий проект-презентацию туристической карты и путеводителя г. Славянска-на-Кубани и Славянского района «Экскурсионные туристические маршруты Славянского района». На протяжении всего года библиотеки района будут публиковать на своих страницах в социальных сетях (В Контакте, Инстаграм, Одноклассники), а также на сайте Славянской межпоселенческой центральной библиотеки и библиотечном канале на You Tube видео-ролики, информационные посты, видео-экскурсии и пр., рассказывающие историю и предысторию туристических объектов города и района.

«Чудеса ручной работы»

«Чудеса ручной работы»

Вязание – один из самых распространенных видов рукоделия. Чаще всего для него используют специальные приспособления – крючки и спицы. Но можно обойтись и без них ведь существует простая техника вязания на пальцах. Работать данным способом можно даже в том случае, если вы совсем не умеете вязать и раньше никогда не пробовали, поскольку техника вязания без спиц очень проста. Вам потребуется только пряжа или нити с уже готовыми петельками и собственные руки. Процесс идет очень быстро, так что шарф можно будет связать буквально за 30 минут, а на большой плед потратите не больше двух часов.

Вязание на пальцах, пожалуй, один из лучших способов поднять себе настроение и стать немного счастливее. Сам процесс успокаивает нервную систему, а готовая, тёплая, красивая и уютная вязаная вещь, сделанная своими руками, приносит одно удовольствие.

Славянский историко-краеведческий музей подготовил мастер-класс по вязанию руками без спиц и крючка от мастера декоративно-прикладного творчества, члена клуба «Мастера СнК» Калашник Оксаны «Чудеса ручной работы». Руководствуясь рекомендациями опытной мастерицы, можно получить узорчатую повязку на голову из мягкой фантазийной пряжи.

Видео можно посмотреть здесь

Интересное об известном. Один карандаш и сорок тысяч слов.

Интересное об известном. Один карандаш и сорок тысяч слов.

Цветными карандашами мы раскрашивали картинки в альбомах, карандашом старательно выводили свои первые буквы. Слово «карандаш» пришло к нам из восточных стран и в переводе с тюркского означает «чёрный камень». И хотя история знакомого нам простого карандаша начинается лишь с XVI века, у него много родственников, а точнее, предшественников.

Пожалуй, самый первый и древний родственник карандаша – обугленная на костре палка или просто уголёк. Они ведь не только пачкали руки, но и оставляли тёмный след на стенах пещеры, чем пользовались первобытные художники для создания своих картин. Одним из прообразов современного карандаша можно назвать заострённый с обоих концов прутик, который обмазывали глиной и обжигали на огне, пока он не превращался в древесный уголь. Палочками древесного угля рисовали древние греки и римляне, делали наброски художники античного мира. Позже, примерно в XIII веке, в обиход вошли свинцовые «карандаши» - свинцовые палочки, или штифты. Интересно, что в немецком языке слово, означающее карандаш, переводится как «свинцовый стержень, штифт». Этот «карандаш» помещали в металлическую или кожаную оправу. На бумаге свинцовый «карандаш» оставлял светло-серые, пусть и не очень яркие, но довольно чёткие следы, которые легко можно было стереть… хлебным мякишем. Резинок-ластиков тогда ещё не было. Существовали в те же времена и серебряные «карандаши». Так называли заострённый серебряный стерженёк или проволочку, которую припаивали к ручке и хранили в специальном футляре. Серебряные «карандаши» стоили дорого, и не каждый мог их себе позволить. След такого карандаша был лучше, чем у свинцового, чёткий и более тёмный. Но требовалось особое мастерство, ведь стереть, исправить рисунок уже было невозможно. Серебряными «карандашами» в эпоху Возрождения работали многие известные художники – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Альбрехт Дюрер и другие. Рисунок вначале был голубовато-синего цвета, но постепенно, в результате окисления, приобретал тёплый коричневый оттенок.

В XIV веке в Италии стали использовать горную породу – глинистый чёрный сланец или «чёрный мел», который добывали в Пьемонте. «Итальянские карандаши» изготовляли из кусков чёрного сланца, а позже из прессованного в стержень порошка из сажи жжёной кости с добавлением растительного клея. Такой карандаш давал чёрный, бархатистый цвет, легко растушёвывался на бумаге, создавая эффект светотени. Современные

художники продолжают пользоваться «итальянским карандашом», правда, состав его несколько изменился и усложнился. Говорят, что во Франции насчитывается более трёх тысяч различных соусов. Но этот «соус», изобретённый в XV веке, не имеет к кулинарии никакого отношения. «Соус» или «французский карандаш» - это смесь сажи, угольного порошка и клея. «Соусом» также пользуются современные художники.

И вот наступил XVI век, год 1565-й, когда в Англии, в графстве Камберленд, после бури под корнями упавшего столетнего дуба пастухи нашли необычные чёрные камни. Они оставляли чёрные следы на руках, на ткани и на бумаге. Это был графит. Вскоре из графита стали делать заострённые палочки для рисования, а чтобы удобно было держать в руке графитовый стержень, его зажимали между дощечками, обёртывали бумагой, плотно обматывали бечёвкой или помещали в красивые футляры. Такие первые графитовые карандаши быстро вошли в моду и высоко ценились, несмотря на то, что карандашный грифель из чистого графита был хрупким и легко ломался. Открытое месторождение графита считалось единственным в мире, поэтому его использовали очень экономно, опасаясь быстрого истощения этого ценного минерала. По указу властей графит, под страхом смерти, разрешалось добывать только шесть недель в году и запрещалось вывозить из страны. Ведь графиту нашли применение и в военном деле – его добавляли при изготовлении жаропрочных тиглей, в которых отливали ядра.

«Посуда бьётся к счастью!» - так иногда говорят, когда кто-то неловко уронит чашку на пол. Но бывает, что разбитая чашка помогает сделать открытие. Как гласит легенда, в 1790 году австрийский владелец фабрики по производству посуды в Чехии, Йозеф Гартмут обратил внимание на то, что осколок разбитой чашки оставил на бумаге тёмный след. Значит, в глине, из которой была изготовлена чашка, содержится графит! Проведя много опытов, Гартмут изготовил прочный грифель для карандашей из смеси порошка графита с глиной и водой. Для прочности смесь обжигали в печи. Своё изобретение Гартмут назвал «кохинор», что значит «не имеющий себе равных». Несколько позже, независимо от Гартмута, французский художник, учёный и изобретатель Никола Жак Конте придумал смешивать порошок из графита с глиной, крахмалом, сажей. Эту смесь также обжигали в печи и получали прочный карандашный грифель. Изменяя пропорции смеси, можно было получать карандаши различной степени твёрдости. В 1851 году граф Лотар фон Фабер, владелец фабрики по производству карандашей, предложил делать карандаши с шестью гранями, которые в отличие от круглых, не скатываются со стола, их удобно держать. Интересно, что в 1856

году Лотар фон Фабер получил право добывать высочайшего качества графит в нашей стране, в Сибири.

Так рождался знакомый нам простой карандаш. В некоторых современных карандашах деревянная оболочка заменена пластиком и вместо глины используются различные полимеры. А вот цветные карандаши появились сравнительно недавно, лишь в XX веке. Побывал карандаш и в космосе. Юрий Гагарин, первый человек, совершивший космический полёт, вёл свои записи карандашом.

А знаете ли вы, что обычным карандашом средней твёрдости можно провести линию длиной 56 километров и написать более сорока тысяч слов? А одна буква, написанная карандашом, весит примерно 0,00033 грамма?

«Азбука потребителя» МАУК «Славянская МЦБ»

«Азбука потребителя» МАУК «Славянская МЦБ»

Ежедневно мы совершаем покупки или обращаемся за выполнением каких-либо услуг или работ. А может, мы только намереваемся что-нибудь приобрести (пусть даже наши намерения тянутся месяцами). Это значит, что изо дня в день все мы являемся потребителями.

          Ошибаются те потребители, которые думают, что начинать защищать свои права следует тогда, когда выяснилось, например, что срок годности купленной колбасы истек еще вчера или что в наборе для ванной комнаты не хватает некоторых деталей. Если следовать такой логике, то зачастую отстоять свои права будет просто невозможно. Поэтому начинать защиту своих прав стоит еще до покупки или хотя бы во время нее, но уж точно никак не после.

Видео можно посмотреть здесь

Страница 45 из 186«414243444546474849»